Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

Одним из ключевых элементов для обеспечения стабильного развития и увеличения прибыли компании является продуманный финансовый менеджмент. Для управления денежными ресурсами, существует множество составляющих. Финансовый директор в настоящее время выполняет большое количество различных функций, для которого необходимы широкие знания и опыт в различных сферах управления. Наша цель - систематизировать информацию о финансовом менеджменте, рассказав о его концепциях и методах организации.

Финансовый менеджмент на предприятии – что это?

Финансовый менеджмент – это целый комплекс мероприятий, направленных на достижение двух основных целей:

  1. формирование капитала организации;
  2. распределение денежных ресурсов таким образом, чтобы они приносили максимальный доход.

Такое определение подчеркивает, как важна система финансового менеджмента для компании. Начиная свой бизнес, нужно иметь хороший стартовый капитал, но для успешного развития важно ежедневно получать прибыль. Без четкой стратегии управления денежными средствами руководство рискует сведенить свою компанию к банкротству. Не говоря уже о том, что необходимо постоянно способствовать увеличению рыночной стоимости и завоеванию лидерских позиций на рынке. Руководство бизнеса должно понимать, что качество финансового менеджмента прямо влияет на успех и конкурентоспособность компании.

Каковы функции финансового менеджмента на предприятии?

  1. Увеличение прибыли организации. Эта цель может быть достигнута, например, за счет грамотного управления оборотными и внеоборотными активами.
  2. Рост рыночной стоимости компании. На показатель влияют многие факторы, в том числе спрос на продукцию или услуги, способность бизнеса приносить доход, ликвидность активов. Одним из способов повышения рыночной стоимости является умелое инвестирование.
  3. Предупреждение финансовых рисков и банкротства. Ни один бизнес не застрахован от непредвиденных ситуаций, но правильная организация финансового менеджмента помогает свести к минимуму вероятность потерь. Решение этой задачи включает выявление рисков, оценку возможных последствий их реализации, а также разработку плана предотвращения негативных событий или уменьшения ущерба, если они все же наступят.
  4. Сокращение расходов. Оптимизация позволяет достичь значительного снижения затрат. Например, грамотное налоговое планирование поможет экономить на обязательных платежах в государственный бюджет.
  5. Рациональное распределение финансовых ресурсов. Если не использовать деньги компании, они обесцениваются, ведь инфляция продолжает свой ход. Поэтому все активы должны приносить пользу.
  6. Укрепление положения компании на рынке. Цели здесь определяются масштабами деятельности: для одних это лидерство в своем сегменте в пределах региона, для других – освоение новых направлений, для третьих – выход на международную бизнес-арену.

Важность роли финансового директора

Финансовый директор отвечает за организацию финансового менеджмента на предприятии. Это лицо, которое имеет широкие полномочия и которое несет огромную ответственность за результаты работы. Финансовый директор должен быть специалистом в области управления и знать в совершенстве теорию управления, а также обладать аналитическим складом ума и определенными личными качествами.

Организация менеджмента включает в себя множество методов и концепций, используемых для достижения целей и выполнения задач в системе управления денежными ресурсами на предприятии.

Одним из основных методов финансового менеджмента является планирование и прогнозирование. Для рационального распоряжения финансовыми ресурсами компании необходимо иметь точное представление о том, сколько денег требуется на развитие бизнеса, на расчеты с контрагентами, кредиторами, налоговыми органами и т.д. Расчеты ведутся на основе данных бухгалтерской отчетности и других достоверных сведений. Финансовый директор также должен понимать, достаточно ли в бюджете фирмы собственных средств или требуется привлечение дополнительных источников. Результатом планирования и прогнозирования должны стать решения, обеспечивающие постоянное наличие достаточного количества собственных средств для бесперебойной работы.

Еще одним методом финансового менеджмента является налогообложение. Финансовый директор должен быть в курсе всех нововведений в налоговом законодательстве и уметь оперативно реагировать на них, чтобы не нарушить закон. Но добросовестное исполнение обязательств налогоплательщика — это еще не все. Финансовый директор должен знать способы оптимизации налогообложения и уметь применять их для сокращения расходов компании.

Самофинансирование является важным методом в финансовом менеджменте. Важно, чтобы постоянные потребности компании удовлетворялись за счет самофинансирования. Кредитование же является вспомогательным методом, к которому фирма прибегает в особых случаях, когда нужно расширить производство продукции, освоить новый сегмент рынка и т.д. Однако перед взятием кредита нужно тщательно просчитать перспективы и последствия такого решения.

Страхование является надежным методом защиты от непредвиденных потерь, ведь бизнес не может существовать без рисков.

Ценообразование - еще один важный метод финансового менеджмента. Ошибки при установлении цен на товары и услуги могут привести к потерям. Правильное ценообразование требует учета многих факторов, и это входит в компетенцию финансового директора.

Концепции финансового менеджмента также весьма разнообразны. Концепция денежного потока предполагает оценку всех операций и активов компании с точки зрения направления и величины потока, который они создают. Концепция эффективности рынка учитывает прямую зависимость цен на финансовые инструменты от поступающей информации, а концепция взаимосвязи доходности и рисков предполагает нахождение компромисса между доходностью и риском.

Важнейшие компоненты

Для применения концепций и методов финансового менеджмента на предприятии используются различные инструменты. Среди них основными являются:

  1. Финансовый анализ и мониторинг. Основным принципом этого метода является оценка экономического положения предприятия, платежеспособности, стабильности, ликвидности и прибыльности. Анализ основывается на данных, полученных из бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, а также о движении денежных средств. Анализируются текущие показатели и данные за предыдущие периоды. Финансовый анализ позволяет определить перспективы бизнеса, планировать распределение ресурсов, выявлять потребность в финансировании и принимать обоснованные решения.

  2. Контроль валютных потоков и анализ валютного риска. Предприятия, работающие с активами или обязательствами в иностранной валюте, часто сталкиваются с возможностью потерь из-за валютных колебаний. Анализ и контроль помогают разработать наилучшую стратегию валютных операций и минимизировать риски потерь.

  3. Финансовый контроль. Необходим, чтобы отслеживать эффективность бизнес-процессов, соблюдение бюджетов и соответствие фактических показателей запланированным. Финансовый контроль помогает оптимизировать использование денежных ресурсов и снизить затраты.

  4. Отдельно следует отметить роль IT-решений в современном финансовом менеджменте. Автоматизация бизнес-процессов позволяет экономить время, повышает точность операций, упрощает взаимодействие с партнерами и клиентами и, в конечном итоге, способствует увеличению прибыли. В настоящее время эти цели достигаются при помощи ERP-систем (программных пакетов для управления ресурсами предприятия).

Финансовый менеджмент необходим для развития малого, среднего и крупного бизнеса. Хорошо продуманная система управления денежными ресурсами помогает расходовать их наиболее эффективно для роста компании и увеличения прибыли. Роль финансового директора многогранна: он ежедневно должен решать самые разнообразные задачи, поэтому к его компетенциям предъявляются высокие требования.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *