Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

Где купить фермерские продукты: навигатор по оптовым и розничным торговым точкам

В России фермерство является относительно новым видом деятельности, который зародился примерно тридцать лет назад. Несмотря на то, что популярность экологически чистых продуктов в нашей стране пока не так высока, как за рубежом, это очевидно вопрос времени. Фермеры-растениеводы выращивают свою продукцию без использования агрессивных химических удобрений, а животные, которых выращивают на мясо и молоко, откармливаются экологически чистыми кормами, которые также выращиваются на той же местности. Ассортимент гастрономических продуктов, предлагаемых фермерами, рассчитан на небольшой срок хранения и не содержит промышленных консервантов.

Фермерские продукты и политика

В советские времена импортная сельскохозяйственная продукция была труднодоступна и считалась более качественной, чем отечественная. Однако на рубеже веков ситуация кардинально изменилась. Согласно экспресс-исследованию фирмы «Инкомаркет», проведенному в Москве в конце 1999 года, 75,3% респондентов отдают предпочтение отечественным продуктам питания, в то время как лишь 3,1% выбирают импортные продукты. Данные за 1999 годы указывают на то, что на тот момент не было ярко выраженной патриотической составляющей как в опросах последних лет. Однако в настоящее время около 20% респондентов на вопрос о причинах выбора отечественных продуктов питания мотивируют свой выбор патриотизмом.

К сожалению, российские производители продуктов питания, стремясь к снижению затрат, стали использовать более дешевое, а значит, менее качественное сырье, чаще всего импортное. Таким образом, многие отечественные продукты питания стали быть похожими на импортные продукты с красивой упаковкой, долгим сроком хранения, но без вкуса и пользы.

Данные за 2000, 2005 и 2009 годы показывают, что вопрос качества отечественных продуктов питания является крайне острым. Однако по Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной в январе 2010 года Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым, производство отечественных продуктов питания должно составлять 80% к 2020 году.

Несмотря на то, что импортозамещение – это долгий процесс, российский фермерский сектор имеет возможность в полной мере реализовать свой потенциал. В 2015 году государство выделило более 3,4 миллиардов рублей на субсидирование животноводческих ферм и крестьянских хозяйств, что позволяет рассчитывать на рост производства отечественных продуктов питания и увеличение доли их на рынке.

Тренд на фермерские продукты

На сегодняшний день фермерская продукция стала интересной для двух категорий потребителей: для людей, которые берегут своё здоровье и здоровье своих близких, а также для тех, кого заботят вопросы экологии. Изделия, производимые фермерами, обладают несколькими отличительными характеристиками, такими как:

  • персональная ответственность производителя;
  • регулярные поставки небольшими партиями, обеспечивающие свежесть продуктов;
  • сезонность;
  • натуральный внешний вид из-за отсутствия красителей.

Следует отметить, что современные потребители настолько привыкли к рекламе и внешнему виду продуктов из супермаркетов, что нередко фермеры вынуждены убеждать их просто попробовать "неказистые" фрукты с червоточинкой или молоко с молочным запахом и вкусом. Если же удалось победить предубеждения, то критерии здорового выбора становятся ясными.

Согласно данным Союза органического земледелия, в России 21% населения знакомы с органическими и экологически чистыми продуктами питания и стремятся покупать именно их. Среди этих людей 45% - молодые мамы, 30% - приверженцы здорового образа жизни, 10% - те, кто вынужден тщательно следить за качеством пищи в связи со своим здоровьем, 10% - люди с высоким доходом, 5% - приверженцы модных тенденций в разных сферах жизни.

Важно понимать, что хотя фермерская продукция и органическая продукция должны считаться синонимами, на самом деле не все так просто. В России пока нет законодательных норм, которые бы определяли, какая фермерская продукция может называться органической, то есть созданной без использования вредных для здоровья веществ и технологий. В этом косяке есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, есть возможность найти фермера, который продает настоящую органическую продукцию по разумной цене. Однако, иногда на продукции наклеивают этикетку "органические продукты", не имея на то оснований, и цены на такую продукцию могут повышаться на 50% и более. Таким образом, каждый должен самостоятельно решать, где можно найти добросовестного поставщика для постоянных закупок, поскольку здесь пока нет единого рецепта.

В Москве можно найти множество мест, где можно приобрести экологически чистую фермерскую продукцию для личного потребления. Однако, не все из них стабильны в работе. Поэтому, заинтересованным покупателям рекомендуется знать несколько вариантов, которые расположены рядом с их домом или работой.

Первым вариантом являются ярмарки фермерской продукции, также известные как ярмарки выходного дня. Самые крупные площадки находятся в Кузьминках (108 мест) и в Хамовниках (72 места), а всего по Москве открыто 102 площадки. Здесь продаются различные фермерские товары из 50 регионов России. Главным плюсом ярмарок являются умеренные цены и возможность заказать продукцию на следующие выходные, но также стоит учитывать некоторые минусы, такие как сезонность и отсутствие продавцов в часы работы ярмарок, а также риск того, что товар может быть распродан.

Второй вариант - рынки сельхозпродукции. Некоторые из них были закрыты из-за несоответствия санитарным нормам, но все еще существуют солидные бренды, такие как Даниловский и Дорогомиловский рынки. Есть также более молодые, популярные и доступные по ценам рынки, такие как фермерский рынок на Каширке, Коптевский и Кунцевский сельскохозяйственные рынки. Главный плюс таких рынков - ежедневная работа, всесезонность и продуктовая направленность, но стоит учесть сложность ориентирования на больших площадках.

Третий вариант – универсальный рынок, где можно сделать покупки для всей семьи. Известные места такого формата – Рижский, Преображенский, ТСК «Сколково», ТК «Садовод». Однако минус этого варианта покупки - небольшой выбор продукции и сложность проверки информации о производителе.

Четвертым вариантом являются специализированные магазины фермерской продукции. Их можно найти в спальных районах, где они обычно пользуются значительной популярностью, однако такие точки имеют свойство неожиданно пропадать.

Наконец, интернет-торговля фермерской продукцией, хоть и не всегда устойчива в работе, но подходит для тех, кто хочет выбирать товары по картинкам и отзывам, а также оплачивать банковской картой. Однако здесь теряется личный доверительный контакт с продавцом, что добавляет некоторые минусы в этот способ приобретения продуктов.

Важно отметить, что хотя система торговли фермерскими продуктами в Москве еще не отлажена полностью, интерес к экологически чистой продукции постоянно растет, и этот бизнес является одним из самых перспективных.

Оптовые закупки фермерских продуктов являются залогом успеха для представителей ритейла, ресторанного и гостиничного бизнеса, частных санаториев и реабилитационных центров. Существует несколько способов осуществления закупок:

  1. Напрямую у фермера – на личной договоренности или на оптовых рынках, как, например, оптово-продовольственный центр "FOOD-CITY" или оптово-продовольственный рынок "Отрадное". Данный вариант является наиболее гибким и универсальным, но требует тщательной предварительной проработки.
  2. У перекупщиков – перекупщики берут на себя всю коммуникацию с фермерами, но это стоит дополнительных денег, а фактический объем услуг, как правило, минимален. Данный вариант можно рекомендовать как запасной.
  3. Через потребкооператив – сбытовые кооперативы осуществляют продажу продукции, ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции. Таким образом, сбытовые кооперативы выполняют значительную часть работы, на которую у фермеров нет ресурсов. При этом данная схема закупок удобна для ритейловых компаний, которые могут отправить продукцию на прилавки. Однако, для менее крупных закупщиков, данный вариант может оказаться дорогим и невыгодным.
  4. На электронной площадке сбыта сельхозпродукции – это каналы сбыта, которые создаются при поддержке государства. Например, Фонд содействия развитию сельского хозяйства «Единый центр развития сельского хозяйства», создал портал «РОСАГРОТОРГ.РФ», который помогает наладить связи между поставщиками и торговыми сетями, обеспечивает безопасность взаиморасчетов, организует грузоперевозки. На портале возможна организация бесплатного виртуального магазина, а также есть поиск по продуктам и регионам. Недостатком данного портала является минимум функций и бросающаяся в глаза шаблонность.

В настоящее время производителям и потребителям фермерских продуктов сложно найти друг друга на рынке и установить длительные отношения. Фермеры, объединенные в сбытовые кооперативы, выполняют значительную работу, но меньшая инфраструктура позволяет им реализовывать продукцию только в ограниченном количестве регионов. В этом случае на помощь приходят электронные порталы и оптовые рынки, которые позволяют наладить связи, сохранить качество товаров и услуг, а также увеличить объем предложения на рынке.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *