Архангельский региональный центр антитромботической терапии является единственным в России
Центр работает на базе Первой городской клинической больницы в Архангельске.
Центр работает на базе Первой городской клинической больницы в Архангельске. Он был создан в начале пандемии — весной 2020 года. Это очень помогло системе здравоохранения региона в работе с пациентами, у которых коронавирус давал осложнение в виде тромбозов.
О профилактике тромбозов и работе центра мы побеседовали с заведующей кафедрой клинической фармакологии и фармакотерапии СГМУ, руководителем регионального центра антитромботической терапии профессором Надеждой Воробьевой.
– Надежда Александровна, для кого актуальна тема профилактики, кто входит в группу риска по тромбозам?
– Тема актуальна для всех. Любой человек при наличии факторов риска – наследственных или приобретенных – может столкнуться с тромбозом.
Само слово «тромбоз» означает «закупорка сосудов». Сосуды бывают разные: венозные и артериальные. К артериальным тромбозам относятся инфаркты и инсульты (за этими диагнозами стоит тромбоз коронарных или мозговых артерий). Венозный тромбоз поражает глубокие вены нижних конечностей: нога заболела без очевидной причины, опухла, отекла. Если это не лечить – тромб продвигается вверх, попадает в камеры сердца, и человек умирает от тромбоэмболии легочной артерии.
К приобретенным факторам риска относятся низкая физическая активность, курение. Играет свою роль эмоциональный фон. Озлобленность, длительная депрессия, негативный настрой дают постоянный выброс адреналина, что приводит к тромбообразованию.
Наследственный фактор проявляется в виде поломки гена, с которой человек появляется на свет. В Архангельске на базе Первой городской есть генетическая лаборатория, где мы определяем предикторы – факторы риска развития тромботических событий. Эти обследования проводятся при наличии показаний, в частности если у пациента ближайшие родственники имели тромбозы в относительно раннем возрасте – до 40–45 лет.
В группу риска входят молодые женщины, принимающие оральные контрацептивы. Доказано, что все эти таблетки так или иначе неблагоприятно влияют на свертывающую систему. Если женщина решила их использовать, то начать надо с консультации гинеколога. Препарат надо выбирать по назначению врача, а не по совету подруги. В первые полгода после старта приема контрацептивов – самый высокий риск появления тромбов. То же самое касается молодых людей, принимающих андрогены, – мышечную массу накачать. Нет бы пойти в спортивный зал заниматься, но некоторым проще купить анаболики и потом умереть от тромбоза.
Сейчас появился дополнительный фактор риска – COVID-19. Многие его осложнения связаны именно с тромбозом: инфаркт, инсульт либо тромбоэмболия легочной артерии. У одних пациентов он развивается во время болезни, у других в постковидном периоде.
– Какая взаимосвязь между коронавирусом и тромбозом?
– COVID-19 часто сопровождается серьезным поражением легких, что приводит к нарушению свертываемости крови и тромбообразованию.
Кроме того, при коронавирусе происходит так называемая дисфункция эндотелия. Проще говоря, эндотелий – это внутренняя выстилка сосудов, специальный барьерный слой, который не дает крови контактировать с сосудом. В норме он препятствует образованию тромбов, его основное предназначение – чтобы кровь не сворачивалась. При ковиде в эндотелии происходят патологические изменения, что и приводит к тромбозу.
– Как узнать, есть ли тромбы или предрасположенность к тромбозу?
– Для здорового человека достаточно своевременно проходить диспансеризацию и проходить соответствующие возрасту обследования.
Важный момент. Каждый должен знать, чем болели его ближайшие родственники. Осмотр больного я, например, всегда начинаю с вопроса, живы ли его родители, бабушки-дедушки, и если умерли – от чего. Практика показывает, что многие семейного анамнеза не знают. При этом он имеет важнейшее значение. Ранний инфаркт или инсульт близкого родственника – повод задуматься о наследственной составляющей.
– Зависит ли риск тромбоза от возраста?
– Конечно, с возрастом появляются определенные изменения в системе гемостаза, даже если нет наследственных факторов. Возьмем простой пример – длительный авиаперелет. Когда человек долго сидит без движения в одной позе, тем более неудобной, в нижних конечностях происходит застой крови, и образуются тромбы. Но как только тромбик появляется, система активирует другой компонент – фибринорис. Он начинает чистить сосуд, растворяя тромб. Чем старше человек – тем медленнее реагирует система фибринориса. И риски при длительном авиаперелете для пожилого человека выше, чем для молодого.
Во время долгого авиаперелета нельзя все время сидеть. Надо периодически ходить, делать специальное упражнение: сидишь и двигаешь ногами, как ластами работаешь. Полезно пить негазированную воду. Кроме того, для перелета рекомендуется надеть компрессионные гольфы или колготки. Класс компрессии и размер должны быть правильно подобраны. Без назначения врача разрешается использовать только профилактический класс компрессии. А для подбора размера измерять объем голени надо утром, пока нога в естественном состоянии.
– Как лечат тромбозы, что помогает не допустить сосудистой катастрофы?
– Ученые создали много препаратов, которые могут профилактировать и лечить тромбы – и наших, отечественных, и зарубежных. Но все без исключения препараты опасны, если человек сам принимает их без назначения врача и бесконтрольно. К сожалению, на фоне пандемии коронавируса такие случаи появились.
Почему этого делать нельзя. Главная цель таких лекарств – не дать свернуться крови. Представьте: человек, который принимает препарат, идет по улице, на него падает сосулька или случается ДТП – что будет? Сильнейшее кровотечение. У нас в центре антитромботической терапии есть специальные школы для пациентов, где медсестры рассказывают все о приеме таких препаратов и мерах безопасности.
Пациентам выдаются памятки и специальные браслетики – они разных цветов, цвет зависит от того, какой именно препарат назначен. В случае травмы, ЧП скорая помощь по этому браслету определит, что у пациента не сворачивается кровь и какой препарат он принимает. Эта информация сильно влияет и на реанимационные ситуации, и на лечение. Поэтому носить такой браслет человек должен носить для собственной же безопасности.
– Надежда Александровна, расскажите о работе центра антитромботической терапии.
– Центр работает на базе Первой городской клинической больницы.
Начиналось развитие этого направления с того, что в 2007 году главный врач Еликанида Егоровна Волосевич создала в Первой городской больнице клиническую лабораторию гемостаза – профильное отделение для лечения пациентов с патологией гемостаза. У нас здесь работает стационар и университетская кафедра, а благодаря созданной в 2016 году сети антикоагулятных кабинетов мы тесно взаимодействуем с амбулаторным звеном по всей области.
В 2016 году сеть объединяла десять кабинетов, сейчас их уже 38. В 2017 году за внедрение сети этих кабинетов наша команда получила Ломоносовскую премию. Ни в одном регионе России в рамках системы ОМС, то есть полностью бесплатно для пациентов, таких кабинетов не существует.
Цель антикоагулятных кабинетов – контроль за эффективностью и безопасностью антитромботической терапии. Мы в свою очередь курируем работу кабинетов по всей области, оказываем методическую и консультативную помощь, взаимодействуем в рамках телемедицины.
– Какую роль играет Всемирный день борьбы с тромбозом?
– 13 октября – день рождения Рудольфа Вирхова, который придумал термины «фибриноген», «фибрин» и «тромбоз». Всемирный день тромбоза появился десять лет назад, и Архангельская область ежегодно участвует в нем. Мы организуем различные мероприятия, и будем дальше продолжать в том же духе.
Люди должны знать о мерах профилактики тромбоза. Это активная физическая нагрузка, но не спорт, который оказывает большую нагрузку на организм, как раз на свертывающую систему. Два года назад, например, мы проводили в рамках Дня борьбы с тромбозом акцию «10 тысяч шагов».
В этом году в бассейне «Норд Арены» организуем занятие по аквааэробике. Она и на сердце не влияет плохо, но при этом мышечному компоненту даст нужную нагрузку, а мышцы, в свою очередь, – на сосуды. И не будет этого тромбообразования.
Кроме того, рациональное питание. Я не призываю всех быть худыми, как модели, но надо следить за объемом талии – есть специальные нормы. Избыточная масса тела давит на нижние конечности, в них происходит застой крови – тромбы образуются и потом могут стрелять. Человек должен есть полезную пищу. Есть фрукты, овощи и зелень, в них есть фолиевая кислота, которая благоприятно влияет на систему свертываемости.
Наталья Сенчукова
ИА DVINA29Последние новости
Статистика по автострахованию в России
Роскошные автомобили становятся все более популярными среди граждан.
Суд над главврачом Новодвинской ЦГБ за мошенничество в сфере здравоохранения
Главврач обвиняется в предоставлении ложной информации о диспансеризации.
Конгресс по профилактике и лечению заболеваний в Москве
Ведущие эксперты обсудят современные подходы к медицине на научном мероприятии.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку