12 октября – Всемирный день борьбы с артритом
В ревматологии около 200 симптомов и синдромов, характеризующихся поражением ряда органов и систем, прогрессирующим течением, инвалидизацией, снижением качества и продолжительности жизни.
В ревматологии около 200 симптомов и синдромов, характеризующихся поражением ряда органов и систем, прогрессирующим течением, инвалидизацией, снижением качества и продолжительности жизни. Столкнуться с этими заболеваниями могут люди всех возрастов – от детей до пенсионеров.
В преддверии Всемирного дня борьбы с артритом мы побеседовали с заведующей ревматологическим центром Архангельской областной клинической больницы Инной Обуховой.
– Инна Владимировна, какие болезни чаще всего приходится лечить ревматологам?
– Чаще всего встречается остеоартрит – дистрофическое поражение суставов и хрящей, которое обычно проявляется после 50 лет и связано с естественным старением организма. К факторам риска относится лишний вес, малоподвижный образ жизни, перегрузки, а также сопутствующие заболевания: сахарный диабет, ожирение, артериальная гипертензия, нарушение обмена мочевой кислоты.
Остеоартрит проявляется болями, преимущественно в крупных суставах – коленном и тазобедренном. Возникает так называемая боль механического ритма – после физической нагрузки, во второй половине дня или первой половине ночи. У остеоартрита четыре стадии, и если вовремя не обратится за помощью – он будет активно прогрессировать и приведет к нарушению функции пораженных суставов: ограничению движения, снижению работоспособности и даже затруднениям с самообслуживанием. В самых тяжелых случаях может потребоваться эндопротезирование.
Остеоартрит – одно из немногих ревматологических заболеваний, которое частично подлежит профилактике. Необходимо устранить факторы риска и по назначению врача принимать препараты, содержащие составные компоненты хряща.
– Почему остальные болезни не поддаются профилактике?
– В основе остальных ревматологических болезней лежит поломка иммунной системы, то есть наследственность, дефектный ген, который может дать о себе знать в любом возрасте.
Именно по этой причине развивается ревматоидный артрит – второй по распространенности диагноз нашего профиля. Им страдает один процент населения, чаще всего он развивается у женщин в возрасте от 30 до 50 лет. Симметрично поражаются суставы кистей – появляется скованность, нарушаются их функции и со временем начинается поражение внутренних органов.
Аутоиммунные нарушения приводят и к другим заболеваниям, которые встречаются в нашей практике, в частности, псориатическому артриту, спондилиту, подагре, системной красной волчанке, болезни Шегрена, склеродермии, системным васкулитам.
– Как аутоиммунные процессы могут ударить по суставам?
– Аутоимунное поражение происходит, когда дефектный ген начинает вырабатывать антитело против клеток и тканей собственного организма. Иммунная система начинает воспринимать собственные ткани как чужеродные и повреждать их в результате воспаления. Этот процесс может устремляться в суставы, кожу либо жизненно важные органы – например почки, печень, легкие, сердце. Наша задача – вдумчивый сбор анамнеза, постановка диагноза и назначение правильного лечения.
Лечение в ревматологии пожизненное, его цель – оборвать эту аутоиммунную цепочку. Используются низкие дозы глюкокортикоидов (гормонов. – Прим. авт. ) или химиотерапия либо их сочетание. Если это не дает эффекта, то применяем таргетную синтетическую либо генно-инженерную биологическую терапию, при которых воздействие идет на молекулярном уровне.
– Многие люди мучились с суставами на фоне коронавируса. С чем это связано?
– COVID-19 ухудшает течение любых аутоиммунных болезней, в том числе ревматологических. И он может вызвать мышечно-скелетные синдромы, сходные с заболеваниями нашего профиля.
Сильные боли в суставах в первые дни – это проявление вирусной интоксикации организма, как, например, при гриппе. Появление симптомов после выздоровления свидетельствует о том, что иммунная система напряжена. И время покажет: эти суставные проявления связаны с коронавирусом и уйдут, либо это трансформация в истинную ревматическую болезнь (в организме был генетический дефект, а COVID-19 стал триггером).
Кстати, недавно я участвовала в конференции в НИИ ревматологии им. В. А. Насоновой, где обсуждались первые итоги этой пандемии в разрезе ревматических болезней. Там прозвучало, что противоревматическая терапия глюкокортикоидами и генно-инженерными биологическими препаратами эффективно использовалась для лечения тяжелых форм COVID-19, и благодаря этому были спасены миллионы жизней.
– Какие условия для оказания помощи ревматологическим больным есть в областной больнице?
– В 2015 году на базе больницы был создан ревматологический центр, его первым руководителем стала Людмила Владиславовна Есаулова. Я приступила к работе в 2016-м. У нас есть 15 ревматологических коек круглосуточного стационара и три койки дневного стационара, кабинет генно-инженерной биологической терапии и амбулаторный прием врача-ревматолога в консультативной поликлинике областной больницы.
На данный момент в ревматологическом центре постоянно наблюдается примерно 350 пациентов, получающих генно-инженерную биологическую терапию.
– В каких случаях ревматологическим пациентам требуется стационар?
– Мы госпитализируем пациентов с высокой активностью ревматических заболеваний, проще говоря — с обострением. С неэффективностью терапии – для того, чтобы ее поменять. Ряд пациентов с системными поражениями раз в год должны пройти плановое детальное обследование для оценки эффективности терапии.
– В медицине активно внедряются технологии, разрабатываются новые методики и препараты. Как с этим обстоят дела в ревматологии?
– Ревматология достаточно молодая специальность. Она зародилась в 1930-х годах прошлого столетия и за это время прошла несколько значимых этапов. Из относительно недавних событий отмечу Международную декаду, посвященную костно-мышечным нарушениям. Она проходила с 2000 по 2010 год. Тогда во всем мире был сделан акцент на ранней диагностике и ранней агрессивной терапии ревматических болезней.
В этот период был сделан рывок в методах лабораторной диагностики и визуализации. В 2000 году появилась генно-инженерная биологическая терапия. В нашей клинике она используется с 2005 года. С тех пор стабильно идет прогресс в этом плане. Каждый год появляется два-три новых препарата.
С открытием ревматологического центра нам представилась возможность работать с подавляющим большинством препаратов, которые выпускаются и зарегистрированы в РФ. Мы идем в ногу со временем. Это дает больше возможностей подобрать терапию, наиболее подходящую для конкретного пациента. Важно наработать опыт, почувствовать препарат в действии. Рекомендации – это одно, а когда ты видишь все нюансы на практике – совсем другое. Мы с 2016 года активно работаем несколькими препаратами. У меня и моих коллег сформировалось представление и опыт их применения.
– Инна Владимировна, расскажите о коллективе центра.
– Ревматология – сложная дисциплина, требующая от врача широкого кругозора. Мы должны знать основы других разделов терапии: нефрологии, кардиологии, гастроэнтерологии, гематологии. Важно ориентироваться в смежных дисциплинах. Как говорит главный ревматолог Минздрава России академик Евгений Львович Насонов: «Мы, ревматологи, слоны в посудной лавке». Нужно обладать обширными знаниями, логическим мышлением и способностью все данные оценить, поставить диагноз. От этого зависит выбор тактики лечения.
Ревматолог – специальность редкая, к сожалению. У нас в области и в целом по стране нехватка врачей. Поэтому наш центр сильно загружен. Мы очень заинтересованы в укреплении нашей службы и активно ищем толковых клинических ординаторов, чтобы забрать их в свою команду.
Команда у нас замечательная, работают профессионалы. Прекрасные врачи, грамотные и самоотверженные, полностью отдающиеся себя работе. Замечательные медицинские сестры и санитарки. Важно, что у нас сильны принципы взаимопомощи и взаимозаменяемости. Я рада руководить таким коллективом!
С благодарностью хочется упомянуть о школе ревматологов Архангельской области, учениками которой мы являемся. Ее основоположник – доцент кафедры терапии, эндокринологии и скорой медицинской помощи СГМУ Нина Николаевна Нутрихина, ученый с большой буквы и замечательный педагог. Огромный вклад в развитие школы внесла доцент той же кафедры, главный внештатный ревматолог области Любовь Валентиновна Титова и наш «ревматологический гуру» с огромным практическим опытом Татьяна Валерьевна Русинова. Мы почитаем и приумножаем все традиции, которые были заложены.
Наталья Сенчукова, фото пресс-службы АОКБ
ИА DVINA29Последние новости

Роспотребнадзор напомнил жителям Архангельской области о важности прививок от клещевого энцефалита
Специалисты заявляют: единственная специфическая профилактика заболевания — вакцинация.
Депутат Федорков: в формате межрегионального диалога решаем экономические и социальные вопросы
На площадке Псковского облсобрания депутатов прошло заседание постоянного комитета ПАСЗР по экономической политике и бюджетным вопросам.

В прокуратуре Архангельской области и Ненецкого автономного округа состоялось заседание межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей
В прокуратуре Архангельской области и Ненецкого автономного округа под председательством заместителя прокурора Архангельской области и Ненецкого автономного округа Тамары Захаровой c участием представителей органов испол

Уплата государственной пошлины
Уважаемые участники судебных процессов! Обращаем внимание, что в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины,