Митрополит Корнилий совершил Литургию в Никольском соборе на «Севмаше»
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 19 декабря — в праздник святителя Николая Чудотворца — совершил Литургию в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря на территории «Севмаша» в Северодвинске.
Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 19 декабря — в праздник святителя Николая Чудотворца — совершил Литургию в Никольском соборе бывшего Николо-Корельского монастыря на территории «Севмаша» в Северодвинске.
Владыке сослужило духовенство города корабелов, пел Архиерейский хор под управлением Татьяны Горшковой. Среди молящихся за богослужением был градоначальник Северодвинска Игорь Скубенко.
После Литургии архипастырь освятил новый иконостас храма и обратился к прихожанам с проповедью.
«Сегодняшняя антикультура учит человека, что только он сам может быть критерием истины, — сказал митрополит Корнилий. — Но мы знаем, что веками люди воспитывались в уважении к духовным наставникам, старшим братьям, родителям и учителям. Как солдат вытягивается в струнку перед авторитетным офицером, опыт и смелость которого он уважает, так и мы преклоняемся перед духовным авторитетом святителя Николая. Из века в век, из поколения в поколение наш народ прибегал к молитвенной помощи угодника Божиего».
Владыка отметил, что множество чудес совершается по молитвам святителя Николая. Архипастырь рассказал историю о том, как Никольская и Спасская башни Московского Кремля должны были быть взорваны по указанию Наполеона при его бегстве из столицы. Внезапный ливень погасил фитиль, который вел к заряду под Спасской башней, а под Никольскую ничего закладывать было не нужно — французы взорвали часть арсенала, что примыкала к ней. От арсенала остались одни развалины, полбашни рухнуло, а образ святителя Николая устоял. Даже стекло на иконе не треснуло, и фонарь со свечой продолжал висеть.
Об этом чуде доложили императору Александру Первому, он приехал в Москву и отправился на Красную площадь, повелел восстановить башню и установить на ней мраморную доску, слова для которой начертал сам: «В 1812 году, во время неприятельского нашествия, твердыня сия почти вся была разрушена подрывом неприятеля, но чудесною силою Божией св. образ великого угодника Божия, святителя Николая, зде начертанный на самом камени, а не токмо самый образ, но и самое стекло, прикрывавшее оный, фонарь со свещею остались невредимыми. Кто Бог велий, что Бог наш! Ты еси Бог, творяй чудеса: дивен Бог во святых своих».
Второе чудо, связанное с образом святителя Николая на башне Московского Кремля, случилось во время первомайской демонстрации 1918 года. Красное полотно, которым был закрыт образ Николая Чудотворца, сверху донизу разорвалось. Архиепископ Иоанн (Шаховской) описывал, как он 15-летним мальчиком прибыл из Тулы в столицу: «В эти дни Москву обошел слух о некоем событии, случившемся у Никольских ворот. Я также пошел к этим воротам. Я увидел там толпы людей. Большая икона святого Николая Чудотворца висела над воротами. Она была занавешена красной материей. Материя была прибита гвоздями к краям иконы и закрывала ее всю. И вот, в этот тихий солнечный день москвичи увидели, как эта красная материя, закрывавшая икону, во-первых, разорвалась сверху донизу; и далее, полоски материи стали, как ленточки, отрываться от иконы сверху вниз и падать на землю. Я стоял среди благоговейной и сосредоточенной толпы. Икона на глазах у всех очистилась совершенно от красной материи, ее закрывавшей. И вдруг я услышал позади себя выстрелы — один, другой, третий. Я оглянулся и увидел парня в солдатской одежде. Лицо его было типично русское, крестьянское, круглое, с напряжением, но безо всякого выражения. Он стрелял из ружья, метя в икону. Очевидно, он исполнял чье-то распоряжение, стреляя в икону святителя. Метки от пуль его оставались на иконе, уже ничем не закрытой. Оставались только маленькие кусочки красной материи по краям иконы, где были гвозди. Я видел, как в своей одержимости грешная Русь расстреливала свои святыни, а Русь святая молитвенно созерцала чудесное знамение Божией силы над миром».
Митрополит Корнилий отметил, что святитель Николай помогает тем, кто прибегает к нему с верою и любовью, а тех, кто дерзостно ведет себя по отношению к святыне и православной вере, наказывает. «Сегодня мы стоим на древнем месте, в храме, посвященном святителю. Мы верим и знаем, что он здесь с нами возносит вместе с нами моление ко Господу. Пусть его благословение утверждает и укрепляет всех нас в несении жизненного креста!» — завершил проповедь глава митрополии.
***
Святитель Николай Чудотворец жил в IV столетии и был архиепископом в Малой Азии, в Ликийском городе Мирах.
Постоянно трудясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, священник Николай проявлял великое милосердие к пастве, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели.
Творя милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои благодеяния. Будучи епископом, святой Николай также посвятил все свои труды на благо паствы: всех принимал он с отеческою любовью, выслушивал прошения и жалобы и твердо защищал невинно гонимых.
Во время гонения Диоклетианова его заключили в темницу, и здесь он утешал всех узников. С воцарением Константина Великого он был возвращен своей пастве. Святой Николай присутствовал на I Вселенском соборе против Ария. Однажды он узнал, что трое из граждан невинно осуждены на смерть, поспешил на место казни, вырвал меч из рук палача, и таким образом спас невинных.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу. Его честные мощи хранились нетленными и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. Совершив много чудес при жизни, он не переставал совершать их и по смерти, особенно при раке своих мощей. Имя его сделалось известным всей Церкви, и его наименовали Чудотворцем.
В России в честь святителя Николая воздвигались и воздвигаются многочисленные храмы и монастыри, его именем называют детей при Крещении. Сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя.
***
История Николо-Корельского монастыря
Обитель основана на рубеже XIV – XV веков. По преданию, основателем его был преподобный Евфимий Корельский. Устроила же монастырь новгородская боярыня Марфа «на гробех детей своих Онтона да Филикса». Осматривая владения своей матери, братья Антоний и Феликс утонули в Белом море. Тела их были вынесены на берег к тому месту, где ныне стоит монастырь. По повелению Марфы здесь была поставлена церковь во имя Святителя Николая, а над местом погребения братьев – деревянная часовня. Имена Антония и Феликса были занесены в монастырские святцы в число святых. Первое известное упоминание о Николо-Корельском монастыре в летописях относится к 1419 году.
В 1556 году экспедиция англичан под руководством Ричарда Ченслера, пытавшаяся проложить северо-восточный путь в Китай, открыла для себя Никольскую бухту с возвышающимся над ней монастырем. «Порт Святого Николая», как назвали его англичане, становится первым и на несколько десятилетий единственным морским портом Русского государства. Англичане построили склады напротив монастыря на острове Ягры, а в самом монастыре жили члены русских посольств. В порт Святого Николая стали заходить и суда других государств.
При государе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне братия монастыря под руководством игумена Космы́ в 1664 году начала строительство каменной Успенской церкви с трапезной палатой, а также шатровой колокольни. В 1676 году было закончено строительство главного храма монастыря – Никольского собора. В южной части собора был устроен придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а в северной располагались жертвенник и ризница. Была также выстроена одноэтажная каменная поварня квасоварная, позднее перестроенная в двухэтажный братский корпус.
Николо-Корельский монастырь был центром образования и просвещения на Русском Севере. В 1714 году в обители была открыта школа, просуществовавшая до начала XX века, в которой обучались послушники и монахи. Библиотека Николо-Корельского монастыря являлась одной из богатейших среди северных монастырей, причем содержала не только религиозную, но и естественно-научную литературу: книги по истории, географии, физике, астрономии. В XIX веке вся братия монастыря умела читать и писать. Подворья монастыря находились на Новой Земле и в Архангельске. В столице Поморья и сегодня существует Никольский храм – бывшее подворье Николо-Корельского монастыря. Как и многие другие обители, Николо-Корельский монастырь использовался государственной властью как место заключения опальных или неугодных деятелей. Одним из самых знаменитых его узников был митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич; 1697–1772), прославленный в 2000 году в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Лишенный священного сана, Арсений пребывал в монастыре с 1763 по 1767 год в узком и темном каземате под алтарным сводом Успенской церкви. В монастырском заключении также скончался архиепископ Новгородский Феодосий Яновский. В начале XX века Николо-Корельский монастырь, по свидетельству очевидцев, поражал видевших его своей мощью и красотой. Один из паломников, посетивший обитель в 1904 году, так отзывается о Никольском соборе: «Храм этот высокий, светлый, с прекрасной тонкой золоченой резьбой в иконостасе с древними ликами святых».
В 1920 году монастырь был национализирован на основании Декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства. Помещения монастыря были отданы для размещения «Колонии дефективных детей», позднее — сельскохозяйственной коммуне «Искра». В 1931 году монастырь посетила Беломорско-Онежская экспедиция Наркомпроса РСФСР. Руководитель экспедиции П.Д. Барановский в 1931 году писал в дневнике: «В монастыре в настоящее время помещаются сельскохозяйственная коммуна и лагерь пионеров. В главном Никольском соборе в папертях устроены спальни, в самом храме — клуб пионеров. Иконостас полуразрушен, вся резьба сбита, часть икон уничтожена. В малой церкви помещается театр коммуны, все имущество церковного характера уничтожено».
18 июня 1936 года у стен древнего монастыря высадился первый десант строителей будущего судостроительного завода (сейчас ОАО «ПО «Севмаш»). В монастыре разместились общежитие, отдел кадров стройки, комитет комсомола, почта, позднее – производственные мастерские, склады и служебные помещения, а в бывшем братском корпусе – швейная мастерская. Деревянная ограда вокруг монастыря разобрана на дрова, подобная участь ждала и надвратную башню. Ради сохранения башни было решено перевезти ее в московский музей «Коломенское». В 1932 году башня была разобрана, к осени 1933 года доставлена в музей, где она и находится в настоящее время.
В 1974 году постановлением Совета министров РСФСР монастырь признается памятником архитектуры федерального значения. Севмаш выполняет мероприятия по сохранению и восстановлению в первозданном виде объектов монастыря.
В 2005 году в галерее у северной стены Никольского собора был оборудован новый небольшой придел, который 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, был освящен во имя преподобного Евфимия и праведных Антония и Феликса Николо-Корельских. В Никольском соборе, который получил статус заводского храма, регулярно совершаются богослужения.
Сохранившийся храмовый комплекс является памятником архитектуры и имеет государственное значение. В августе 2009 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершал всенощное бдение в Никольском соборе.
Пресс-служба Архангельской епархии
Последние новости
Собрание для улучшения качества обслуживания в регионе
Представители бизнеса обсуждают пути повышения сервиса для жителей и гостей.
Экономика России: Прогнозы Центробанка вызывают сомнения
Несмотря на обещания, реальные условия остаются сложными.
Бесплатные юридические консультации для жителей Холмогорского района
Жители получили возможность задать важные правовые вопросы.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований