Чем закончится вакханалия имитации? Судьбу общества обсудили священники и ученые на философском кафе в Архангельске
Имитации и стоящую за ними пустоту современной культуры обсудили гости философского клуба «Антиномия» в кафе-галерее «СтепановЪ» в Архангельске.
Имитации и стоящую за ними пустоту современной культуры обсудили гости философского клуба «Антиномия» в кафе-галерее «СтепановЪ» в Архангельске. Среди участников были священники, университетские преподаватели, студенты и прихожане храмов.
«Христианский идеал — цельная личность, в которой едины форма и содержание, материальное и духовное, — начал беседу замглавы епархиального миссионерского отдела священник Михаил Юров. — Суть аскетической практики и молитвенного усилия заключается в том, что человек должен собрать себя из осколков, раскрыть все, что вложил в него Господь, работая и над "фасадом", и над "изнанкой". Но сегодня на наших глазах разворачивается вакханалия имиджа, когда именно внешняя сторона полностью поглощает внимание людей».
Священник отметил, что Христос явил образец подлинности: «Его слова не расходились с делом, фасад не расходился с внутренней архитектоникой. Он жил так, как учил и учил так, как жил. Народ шел за Ним, потому что видел в Нем подлинную цельную Личность. Христос на Голгофе на глазах у изумленной толпы показал, что подлинная любовь не имеет условий, обстоятельств и ограничений. Подлинное величие человека не зависит от внешних обстоятельств — оно и на кресте остается величием. История западного мира — а именно там раскрылось христианство во всей полноте — показала, что Голгофская Жертва воспринята людьми как акт демонстрации подлинного величия».
Доцент кафедры культурологии Северного Арктического федерального университета им. М.В. Ломоносова Владимир Добрыднев подчеркнул, что проявить собственную сущность человек может лишь в свободе. «В традиционной и аристократической культурах каждый шаг был регламентирован жесткой системой ограничений, табу, правил этикета. Только XX век способствовал эмансипации, правам и свободе человека на частную жизнь, которая была признана святыней, не подлежащей регламентации», — сказал преподаватель, при этом отметив, что «глубина сейчас стала не важна, можно рассмотреть поверхностность как невостребованность глубины. Сущность — не ресурс сегодня, ее трудно монетизировать. Монетизировать и успешно эксплуатировать можно образ, бренд, который специально конструируется».
Ведущая вечера, преподаватель САФУ Анна Винюкова поделилась мыслью о том, что виртуальное пространство, которому люди уделяют все больше времени, не предполагает сущностной глубины, не предполагает личности.
«Главное изобретение Античности — письменность, Средневековья — вызревание современной научной парадигмы, Нового времени — электричество. А главное изобретение новейшей истории — интернет, — продолжил мысль священник Михаил Юров. — Сегодня все вошли в медийное пространство — токарь, плотник, профессор и президент стали в нем игроками. Каждый человек теперь вынужден надеть на себя маску. Но если между имиджем и содержанием пролегает бездна — это проблема. Интернет — это бомба нашего времени, он обостряет проблематику подлинности и имитации».
Владимир Добрыднев парировал доводы оппонента: «Интернет позволяет самореализоваться. Люди, которые не имели возможности заявить о себе, получили эту возможность. Будучи профессионалом можно себя проявить. Будучи глубоким человеком, себя можно проявить в сети, там можно раскрыться. Когда я погрузился в интернет, то нашел там людей, с которыми никогда бы не познакомился в реальности. Я не вижу здесь большой проблемы: в интернете глубокие находят глубоких, а поверхностные — поверхностных».
Новое звучание придал беседе профессор кафедры культурологии и религиоведения САФУ Василий Матонин. Он обратился к латинским прилагательным realis — действительный, и virtualis — пребывающий в скрытом состоянии, могущий проявиться, возможный. «В реальности очень некомфортно! — отметил участник разговора. — Чтобы жить в реальности, надо быть личностью, а это трудно. Легок путь приспособления к обстоятельствам, ухода от реальности. Не новость, что рабство может быть удобнее, чем свобода, которая предполагает ответственность, напряжение, усилие, сомнение и постоянную боль, потому что только боль возвращает человека к реальности. Многие люди выбирают добровольное рабство. Этот легкий путь вполне удобен и комфортен. Так происходит добровольный выбор: быть личностью — или не быть. Общество потребления ориентирует людей на то, чтобы они казались, а не были. Виртуальность — это состояние, в котором человек попадает в мир отражений и иллюзий. Оно начинается с утраты патриархальности, традиционных занятий, которые требовали от человека активного действия в реальности. Люди стали утрачивать власть над фактами. Сапожник берет материал и инструмент, получает результат. А когда я читаю студентам курс, результат моего труда зависит не от меня. Приходит человек на завод, крутит гайку, а что будет на выходе, ему не интересно. Поэтому современный человек функционален. Общество снимает с него ответственность за то, что он делает».
Профессор Матонин уверен, что не все готовы плыть по течению, утопая в комфорте: «Государство декларирует определенные ценности, но на самом деле ценности другие. Живем мы якобы в демократическом государстве. Надо делать вид, что есть у нас образование, должна быть культура, якобы должна быть наука. А то перед европейцами стыдно. Студенты как бы учатся, преподаватели как бы преподают. Но при этом есть замечательные студенты и замечательные преподаватели, есть замечательные профессионалы, их очень немного, они качественно делают свою работу, несмотря на то, что им платят мало, несмотря на то, что они как бы не существуют для тех, кто определяет их уровень жизни. Это и есть качество личности — действовать не благодаря, а вопреки».
Заведующий кафедрой теории и истории государства и права САФУ, кандидат исторических наук Сергей Шаляпин призвал остановить зловещее торжество имитации: «Стремление казаться вовсе не было присуще всем эпохам. В Античности и в Средневековье казаться кем-то могли только представители узкого слоя привилегированного общества. Казаться певцом в Риме мог только император Нерон. Средневековое дворянство — это узкий слой людей, которые могли себе позволить казаться кем угодно, для этого у них были ресурсы и время. Крепостной крестьянин никем казаться не мог».
По словам ученого, в наше время — во многом благодаря интернету — стремление казаться стало массовым поветрием и знамением эпохи.
«Теперь поиграть в кого-то может каждый, если только не рассматривать Африку, где нет электричества. Совершенно безобидная игра светских львов и львиц эпохи Нового времени в наше время перерождается в стремление имитировать то, чем ты не являешься. Имитационная культура постепенно разрушает наше общество! Как неприятно прийти в больницу к человеку, который имитирует врача. Неприятно увидеть детей в классе перед человеком, имитирующим педагога, который не отличает научную мысль от бредней РЕН-ТВ. К сожалению, значительная часть общества перешла от легкой безобидной игры к злостной имитации. Надо искать механизмы, чтобы это остановить. Завтра будут имитировать деятельность инженеры, летчики. К чему это приведет, мы прекрасно понимаем. Сегодня имеем дело с имитациями опасными. Нужно внедрять в умы граждан, что общество должно препятствовать имитации. Иначе все это закончится весьма плохо!» — предостерег Сергей Шаляпин.
Пресс-служба Архангельской епархии
Последние новости
Обращение Путина: Новое оружие и угрозы со стороны Украины
Президент России рассказал о ситуации на фронте и новых разработках в области вооружений.
Обострение конфликта: Украина использует новые ракеты против России
Анализ последних событий в военном противостоянии между Украиной и Россией.
Дни ритейла в Архангельске: взгляд на будущее торговли в Беломорье
Эксперты обсуждают будущее традиционной торговли и маркетплейсов в регионе.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией