На набережной Архангельска пришвартовался теплоход «Коммунар»: что хотят сделать внутри него

Снаружи «Коммунар» стал гораздо привлекательней.

Старое судно переделают для нужд Северного морского музея

Снаружи «Коммунар» стал гораздо привлекательней. Что же будет внутри?

Фото: Иван Митюшёв

Этим летом на Красной пристани Архангельска снова пришвартовался теплоход «Коммунар». Год назад он пропал из поля зрения горожан, потому что его отправили на ремонт — у судна заменили часть деталей и обновили его внешний вид. В руководстве Северного морского музея сообщают, что внутри него в ближайшем будущем откроют Музей реки — полноценный выставочный зал, посвященный навигации на Северной Двине. Рассказываем, как еще планируют использовать старый теплоход.

Интересно, что история «Коммунара» началась не в 1940 года, а гораздо раньше. В 1930-е годы в Архангельске еще до теплохода работал пароход «Коммунар». Как сообщают в Северном морском музее, на нем работала паровая машина 1896 года постройки (название у него изначально явно было другим — «Коммунаром» его, скорее всего, прозвали после революции). В итоге и паровую машину, и название перенесли в новый корпус, сделанный на Исакогорском судоремонтном заводе в 1940 году.

Свой последний рейс судно совершило в 2019 году. Позже стало известно о том, что Архангельский речной порт передаст «Коммунара» Северному морскому музею. Так в ноябре 2020-го судно встало на постоянную стоянку у 108-го музейного причала Красной пристани.

В 2022 году его отправили на Архангельскую ремонтно-эксплуатационную базу флота — именно там 83 года назад сделали корпус судна. За год «Коммунару» проварили корпус, сняли слои старой краски и покрасили заново, заменили часть металлических настилов палуб, леерных ограждений, трапов, а также стекла.

После ремонта на судне уже начали проводить мероприятия — первым из них стал концерт живой музыки.

— Сейчас, после завершения основных ремонтных работ, мы планируем использовать палубу музейного теплохода «Коммунар» как музыкальную площадку в весенне-летний сезон, — рассказывает директор Северного морского музея Евгений Тенетов. — Уже состоялся один такой концерт, где выступили архангельские группы «ЛаШу» и «23-я планета». В ближайшее время планируются еще два похожих концерта 15 и 20 августа. Думаю, если позволит погода, концерты пройдут и в сентябре. Сейчас «Коммунар» отреставрирован с внешней стороны и вполне готов к приему таких мероприятий.

«Северная Двина — туристический бренд»

Если внешняя часть теплохода уже приведена в норму, то внутренней еще только предстоит заняться — там сотрудники Севмормузея планируют открыть Музей реки. Пока что они работают над его концепцией и дизайн-проектом. По словам Евгения Тенетова, если всё сложится удачно, то работы с внутренними объемами «Коммунара» начнутся летом 2024 года.

— Архангельск — город с морской историей, один из важнейших центров российского судостроения, а Северная Двина — важная речная артерия страны, — объясняет он. — Общественная жизнь города, особенно летом, сосредоточена вдоль реки, которая объединяет ряд культурных и общественных пространств. Сейчас Северная Двина — не просто важнейший логистический элемент жизни Русского Севера, но и туристический бренд с огромным потенциалом — речные маршруты, яхтинг, регаты и так далее. Музей реки на историческом судне может стать востребованным туристическим и логистическим объектом.

Евгений Тенетов на борту «Коммунара»

Фото: из архива Евгения Тенетова

В новом музее собираются рассказывать посетителям об истории речных пассажирских перевозок в Архангельске, о роли пассажирского транспорта и местного судостроения, а также об образе жизни и быте сотрудников речного флота. «Коммунар» в этом плане должен помочь местным жителям заинтересоваться этой темой: множество горожан знают это судно с детства.

— Теплоход «Коммунар» уникален: это один из сохранившихся ярких представителей малых пассажирских судов, выпускавшихся в СССР в первой половине ХХ века, — рассказывает Евгений Тенетов. — За свою 80-летнюю активную жизнь он перевез более миллиона пассажиров. Это не одно поколение северян, четко ассоциирующих свою жизнь с этим судном. Пассажирский речной транспорт всегда играл важную роль в жизни города и региона. Раскрытие этой роли является важнейшей задачей, решение которой возможно с помощью включения в музейную среду речного транспорта.

Таким «Коммунар» изобразил петербургский художник, один из «Митьков» Александр Флоренский. В 2021 году у него прошла тематическая выставка в Архангельске

Фото: из архива Евгения Тенетова

Директор музея добавляет, что в перспективе на «Коммунаре» не только появится выставочное пространство, но и продолжат проводить палубные мероприятия, концерты и лекции на открытом воздухе.

Ждем, когда посетить теплоход можно будет и внутри

Фото: Иван Митюшёв

Кстати, недавно мы рассказывали о деревянном судне «Белуха» , на котором пришла в город команда реконструкторов. Они совершили настоящий поход в стиле XVII века — из Вологды в Архангельск. На аутентичное путешествие по рекам они потратили больше месяца — один из них рассказал , с чем они столкнулись за это время.

Еще одно судно, о котором мы писали в последнее время, — «Михаил Сомов». Оно село на мель вечером 24 июля, из-за этого ему на помощь отправился «Профессор Молчанов» с группой водолазов на борту. В итоге научное судно удалось снять с мели 8 августа.

Юрий Скородумов

Корреспондент

Последние новости

Северодвинск станет муниципальным округом с 2025 года

Город обретет новый статус и наименование в соответствии с федеральным законодательством.

Ростелеком расширяет оптическую инфраструктуру в Онеге

В городе Онеге подключены десять новых многоквартирных домов к оптической сети.

Архангельское областное Собрание: итоги 12-й сессии

Обсуждение ключевых вопросов региона на заседании Собрания.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Салавате на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *