Таяние льдов в Северном Ледовитом океане может усложнить судоходство по Северному морскому пути

Заведующий кафедрой метеорологии и климатологии Саратовского государственного университета Максим Червяков в ходе рейса Арктического плавучего университета – 2022 исследовал снежники,

Заведующий кафедрой метеорологии и климатологии Саратовского государственного университета Максим Червяков в ходе рейса Арктического плавучего университета – 2022 исследовал снежники, а также знакомил участников экспедиции с перспективами климатических и погодных изменений в Арктике.

Арктика теплеет значительно быстрее других регионов земного шара, и это ведет не только к положительным моментам, вроде все более длительного освобождения ото льда Севморпути, но и к отрицательным, а в некоторых случаях даже опасным.  

– С точки зрения освобождения акватории ото льда – да, мы говорим, благоприятно для судоходства, что воды будет больше, мы можем увеличить промежуток навигации, но возникает большое количество проблем в связи с этим. Первое: циклоны, которые двигаются по Арктике, двигаются по открытой воде, по границе суша – вода. Соответственно, чем больше воды, тем больше этих циклонов может проходить. Циклоны – это всегда возникновение волнения, это шторма. Шторм, как вы понимаете, для судоходства не самое приятное явление, – отметил Максим Червяков. – Высота волн растет – это второй фактор.

В принципе, самый небольшой океан на планете является самым тихим как раз из-за своей ледовитости. Подо льдом особо не побушуешь. А освобождение акватории от ледового покрова ведет в том числе и к росту высоты волн, потому что есть где разогнаться.

Старпом научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» Игорь Плахин рассказал про шторм в море Лаптевых, когда на волну с мостика смотрели снизу вверх. Высота волны была примерно десять метров, а высота «Молчанова» где-то восемь с половиной метров.

– На мостике уже были развернуты гидрокостюмы. Если бы такая волна ударила в борт, судно бы перевернулось, – пояснил старпом, объяснив, что такие шторма все-таки пока для Арктики нехарактерны, но уже есть.

С таянием льдов шторма в Арктике будут все страшнее, а волны выше. Высота волн растет за счет того, что при исчезновении льда увеличивается расстояние, где волна может разогнаться. Чем больше пробег, тем больше волна. Увеличение частоты штормов и рост высоты волн приводит к усилению разрушения берегов. Например, на острове Алджере архипелага Земля Франца-Иосифа ученые зафиксировали скорость береговой абразии от одного до двух метров в год. Точно так же волны будут влиять и на береговую инфраструктуру портов.

– Порт стоит на берегу, значит, этот берег теперь надо укреплять сильнее, потому что волны станут больше. Волны – это разрушения берегов, – Максим Юрьевич пояснил, что это новая для арктических портов проблема.

Также на береговую инфраструктуру, которая в Арктике зачастую построена на мерзлых грунтах, будут влиять процессы, происходящие в многолетней мерзлоте.

– Инфраструктура тоже будет разрушаться. Какие-то проблемы уже возникали, например в Норильске. А порт – то же самое. Мало того, есть вечная мерзлота на суше, где дома на сваях стоят, а есть вечная мерзлота под подводными сооружениями, подводные линзы льда, – добавил эксперт, отметив, что это тоже необходимо учитывать.

Волны также усиливают разрушение ледников. Это ведет к появлению большего числа айсбергов, что представляет опасность для судоходства.

В Арктике в связи с уменьшением площади льда в океане чаще будут возникать так называемые мезоциклоны. Если циклоны – это атмосферные вихри площадью несколько сотен километров и больше, то мезоциклоны в диаметре значительно меньше и формируются гораздо быстрее, буквально за несколько часов. При этом происходит резкое усиление ветра. Прогнозировать их сложно. Но с ними мы уже сталкиваемся, в том числе в Архангельске.

Индикаторами изменений климата в высокоширотной Арктике на коротких временных промежутках могут быть многолетние снежники. Снежник – неподвижное скопление снега в местах, защищенных от ветра и солнца, сохраняющееся после таяния окружающего снежного покрова (сезонный снежник) или не тающее в течение всего года (постоянный снежник). У снежников, которым несколько лет, четко видны границы, как годовые кольца у дерева. Если, конечно, виден край снежника.

Собранные полевые материалы совместно со спутниковой информацией по изучаемым снежникам лягут в основу оценки пространственной и временной изменчивости снежников на острове Северном Новой Земли. Снегомерные наблюдения Максим Червяков проводил на различных снежниках в Русской Гавани, бухте Мурманца, мысе Желания, Ледяной Гавани и в заливе Иванова. На каждом снежнике были выкопаны шурфы для анализа снежной толщи. Описывались особенности снега на разных уровнях, отмечались слои с присутствием грунта, фиксировались ледяные корки, определялась глубина залегания водоупорного горизонта и наличие воды.

Снежники арктических и субарктических регионов играют важную роль в природе. Они влияют на разнообразие растительности и изменчивость границы флоры, снежники способны понижать температуру воздуха и воды в реках и озерах. Многолетние снежники составляют существенную часть оледенения многих арктических островов. Они помогают интерпретировать изменчивость климата и оценивать их влияние на местные погодные условия.

Мария Березина

ИА DVINA29    

Последние новости

Конкурс Знание.Лектор: победители регионального этапа определены

300 лекторов вышли в окружной этап конкурса, в том числе представитель Архангельской области.

Новый закон о штрафах за пропаганду чайлдфри

Владимир Путин подписал закон, вводящий серьезные штрафы за популяризацию отказа от деторождения.

Чемпионат по профессиональному мастерству: будущее рабочих профессий

С 17 по 21 февраля пройдет чемпионат по 35 компетенциям, способствующий популяризации среднего профессионального образования.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Пятигорске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *