Обгоревшая кабина, силовики с фонариками и ритуальные машины: что происходит на месте крушения самолета Пригожина и его команды
Фото: Артем Устюжанин / MSK1.RU,
Корреспонденты MSK1.RU и «Фонтанки» побывали в Тверской области, где разбился бизнес-джет Embraer-135
Фото: Артем Устюжанин / MSK1.RU, Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Десять человек погибли при крушении частного самолета в Тверской области. Известно, что бизнес-джет летел из Москвы в Санкт-Петербург. Среди пассажиров самолета значился глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин и его правая рука Дмитрий Уткин. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Рассказываем подробно, что известно о трагедии.
Видео: Городские порталы
Летал в Сирию и пропал с радаров за Волгой: что известно о самолетеПо данным сервиса Flightradar, это был бизнес-джет Embraer ERJ-135, следовавший рейсом RA-02795. Обычно он летает из аэропорта Шереметьево в Пулково. Также у него были рейсы из Сирии в Санкт-Петербург в мае 2023 года. Этот борт эксплуатируется уже 16 лет.
Фото: Flightradar24
Также «Фонтанка» писала , что с 2019 года самолет находится под американскими санкциями якобы из-за связи с Евгением Пригожиным . После этого лайнер сменил регистрационный номер с M-SAAN на текущий RA-02795. Сам Пригожин, как писали СМИ , заявлял, что никакого отношения к лайнеру не имеет: «Насколько я знаю, он свободно сдается в аренду».
По данным Федерального агентства воздушного транспорта, у компании есть три борта : бизнес-джет BAe-125, упавший в Тверской области EMB-135BJ, а также Hawker 800XP.
Еще чуть-чуть и видео загрузится Момент падения самолета засняли очевидцыВидео: 112 / T.me
По данным «Контур.Фокуса», ООО «МНТ-Аэро» заключало госконтракты с Вологодской областной клинической больницей, «Транснефтью» и АО «Рособоронэкспорт». Владеет компанией Губарева Ольга Вениаминовна. Она также является генеральным директором ООО «Сталь Эст», которая, по данным «Контур.Фокуса», занимается оптовой продажей станков.
В среду, 23 августа, самолет вылетел, предположительно, из Шереметьево. В районе деревни Шернево Тверской области бизнес-джет пропал с радаров.
По данным МЧС, борт упал в районе поселка Куженкино, в нескольких сотнях километров от места, где в последний раз он отображался. Приземлиться же самолет должен был в Санкт-Петербурге, по данным МЧС. Вероятно, в аэропорту Пулково, где он часто останавливался.
Росавиация опубликовала список пассажиров самолета, потерпевшего крушение. Среди них — 44-летний Сергей Пропустин , который внесен в список «Миротворец» как боец ЧВК «Вагнер».
Также на борту находился 53-летний Дмитрий Уткин. Он — подполковник запаса и профессиональный военный. До 2013 года был командиром дислоцированного в Печорах Псковской области 700-го отдельного отряда спецназа 2-й отдельной бригады СпН Главного разведывательного управления Минобороны.
Дмитрий Уткин
Фото: ВЧК-ОГПУ / T.me
47-летний Валерий Чекалов , которого телеграм-каналы называют ответственным за работу службы безопасности. «Фонтанка» писала , что он владел компанией «Коллектив-Сервис» в Питере. Причем телефоны номеров этой фирмы совпадали с контактами десятков предприятий, связанных с Евгением Пригожиным.
Еще один человек, находившийся на борту, — 38-летний Евгений Макарян . Как указывает «Фонтанка», «по некоторым данным», он связан с ЧВК «Вагнер» с 2016 года. Прежде — воевал в Сирии.
31-летний Александр Тотмин также был связан с ЧВК. Он родился в Алтайском крае, а позже переехал в Питер. На малой родине, как пишет «Фонтанка», его судили за кражу бензопилы из бани.
Про Николая Матусеева , который также был на борту, ничего не известно. Также, по данным Росавиации, на борту был Евгений Пригожин — глава ЧВК «Вагнер». Подробнее о его биографии мы рассказывали здесь .
Евгений Пригожин — глава ЧВК «Вагнер»
Фото: Константин Завриков / V1.RU
Кроме этого, в самолете находились командир корабля Алексей Левшин , второй пилот Рустам Каримов и бортпроводница Кристина Распопова . Девушка незадолго до трагедии жаловалась близким на задержку рейса, по данным Baza.
Территорию оцепили, на месте — ФСБ. Что происходило на месте крушения бортаДорогу к селу Куженкино Тверской области, где разбился бизнес-джет Евгения Пригожина, перекрыли. Проехать на машине туда было невозможно. Территорию недалеко от места ЧП оцепили силовики. На подъезде стояло несколько машин полиции и Росгвардии.
Фото: Артем Устюжанин / MSK1.RU
Еще чуть-чуть и видео загрузится
Видео: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU
Фото: Арсений Пушкин / MSK1.RU
Корреспондент «Фонтанки» подошел практически вплотную к месту крушения самолета Пригожина возле села Куженкино.
— Все-таки похоже на место падения — ленточка, лампы, какие-то мужчины трут в кучке, — рассказывал он.
Один из фрагментов разбившегося в Тверской области самолета лежит на въезде в поселок Куженкино, это примерно в двух километрах от места падения.
Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
На месте крушения зажгли прожекторы. Недалеко от места крушения патрулировали сотрудники спецслужб с фонариками. По словам корреспондента MSK1.RU, по рации они передавали друг другу указания, в каком направлении продолжать патруль.
Еще чуть-чуть и видео загрузитсяВидео: Дмитрий Толстошеев / MSK1.RU
Предположительно, недалеко от места ЧП развернули оперативный штаб, где сейчас работали сотрудники спецслужб.
— Вблизи оперативного штаба работают мужчины в комбинезонах и куртках с надписью «ФСБ», — передает с места крушения самолета Пригожина корреспондент «Фонтанки».
Кроме того, в нескольких метрах от него оказался некий объект, который внешне похож на кабину рухнувшего борта.
Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»
Фото: Арсений Пушкин / MSK1.RU
Около 6 утра 24 августа к месту крушения самолета подъехали ритуальные машины. Похоронщики вывезли тела погибших с места происшествия.
— Два автобуса выехали. Один повернул налево, в сторону Петербурга, второй направо, к Твери, — сообщил корреспондент MSK1.RU.
Фото: Артем Устюжанин / MSK1.RU
Фото: Артем Устюжанин / MSK1.RU
Фото: Артем Устюжанин / MSK1.RU
Возможные причины крушения самолета: мнение эксперта
Проанализировав видео падения лайнера, Владимир Попов, авиаэксперт, заслуженный военный летчик России, генерал-майор в отставке, в интервью «Фонтанке» назвал три возможные причины крушения самолета в Тверской области.
— У лайнера была явная потеря скорости, потому что он падает плашмя, вращаясь. Мы называем это элементом плоского штопора при потере скорости полета самолета в воздухе. Что могло повлиять на ее потерю? Моя первая версия — что-то произошло с автоматизированной системой управления, возможно, отказала система управления, — говорит Владимир Попов.
Видео: Baza / T.me
Версия № 2: падение скорости спровоцировано помпажем двигателя Как пояснил эксперт, помпаж — это нарушение течения воздушного потока через турбину турбореактивного двигателя. А вот чем оно вызвано, другой вопрос: это мог быть нерасчетный режим полета, например, та же потеря скорости или топливная автоматика неправильно сработала из-за некондиционного топлива или отказа автоматики.
Видео: Осторожно, Москва / T.me
— Допустим, работает автоматика и летчики поздно заметили, что скорость падает, отвлеклись, ведь после взлета уже прошло 30–40 минут, например, могли документы оформлять и разговориться с кем-то, это же частный самолет. А когда обнаружили режим сваливания, резко увеличили обороты, — говорит авиаэксперт. — Тут и происходит хлопок, потому что резко обороты начинают расти, а скорость не соответствует — происходит запирание: двигатель будто бы захлебывается от избытка или недостатка воздуха. Эти очень громкие звуковые воздушные — помпажные — удары могут достигать такой силы, что разрушаются конструкции двигателя — вал движется от повышенных вибраций, бывает, даже отлетают лопатки.
— Видите, я веду к техническим неполадкам. Но не исключаю и аварийную ситуацию, вызванную терактом на борту. Только говорить о взрыве можно будет, если на земле обнаружат длительный огневой след из горящих отдельных деталей по направлению полета минимум за 800–1000 метров от места крушения. То есть на большой высоте что-то разрушилось, а потом уже падала основная часть. Судя по съемке, которая сейчас доступна, самолет упал компактно и оставшееся топливо догорало на земле.
Фото: Baza / T.me
Посмотрите на видео: лайнер, как сухой лист, описывает фюзеляжем небольшой радиус, а сам вертикально продолжает падать. Шлейф, который следует за ним: его сначала не видно вовсе, потом он появляется — светлый, как облака. Такой шлейф возникает при разрушении топливной системы — когда керосин выливается в воздухе, он таким вот дымком распыляется, а не возгорается, как правило. На земле горит то, что осталось от топлива.
Пока я делаю вывод, что причина — помпаж или отказ какой-то системы, которая привела к падению скорости, а на нее летчики либо не успели отреагировать вовремя, либо вообще не могли ничего с этим сделать.
Екатерина Фадеева
корреспондент MSK1.RU
Последние новости
Обращение Путина: Новое оружие и угрозы со стороны Украины
Президент России рассказал о ситуации на фронте и новых разработках в области вооружений.
Обострение конфликта: Украина использует новые ракеты против России
Анализ последних событий в военном противостоянии между Украиной и Россией.
Дни ритейла в Архангельске: взгляд на будущее торговли в Беломорье
Эксперты обсуждают будущее традиционной торговли и маркетплейсов в регионе.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией