Большинство осуждённых в Архангельской области отбывают наказание на свободе
Об особенностях таких наказаний рассказала Анна Урсаева, начальник уголовно-исполнительной инспекции в регионе.
Об особенностях таких наказаний рассказала Анна Урсаева, начальник уголовно-исполнительной инспекции в регионе.
а свободе отбывающих наказание по‑прежнему больше, чем в колониях. Но в Архангельской области сейчас тенденция к снижению их числа. За последний год на учёте у инспекции побывало 9254 лица, а ещё три года назад их было более чем на тысячу больше. О причинах можем только предполагать, говорит Анна Урсаева. На её взгляд, это в большой степени связано с оттоком населения в другие регионы.
Большинство из тех, кто стоит на учёте в инспекции, кстати, тоже могут выезжать за пределы области и покидать её насовсем.
– Конечно, речь не идёт о тех, кому в период следствия и до суда избрана такая мера пресечения как домашний арест или запрет определённых действий – таким людям никуда уезжать нельзя, – акцентирует Анна Урсаева. – Но остальные наши подучетные, за исключением тех, кому назначено ограничение свободы или обязательные работы, не ограничены в передвижении по территории Российской Федерации. Как правило, им лишь вменяется уведомить инспекцию о предстоящем переезде.
К слову, в их числе – условно осуждённые, среди которых сегодня много совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Им дают реальный срок, но оставляют на свободе на испытательном, учитывая разные обстоятельства. И тут любопытно получается: условное осуждение считается более жёстким видом наказания, чем, например, ограничение свободы, а по факту некоторые требования – например, касающиеся передвижения, – у него мягче… По мнению Анны Урсаевой, такие нестыковки давно обращают на себя внимание.
При этом возможностью путешествовать и менять место жительства осуждённые, по её словам, сегодня активно пользуются. Особенно много тех, кто мигрирует внутри области. Как правило, толкает на это безработица: из мелких населённых пунктов осуждённые переезжают в города, в основном в Архангельск, Северодвинск и Котлас. Поэтому там самые крупные подразделения уголовно-исполнительной инспекции. Да и случаи переезда в другие регионы, по словам Анны Анатольевны, не редкость. Причём в случаях переезда в Москву и Петербург – а туда едут как раз больше всего – инспекция сталкивается с проблемами, которые пока решить не удаётся.
– Коллеги из мегаполисов не всегда оперативно запрашивают материалы на переехавших к ним. Видимо, это связано с их загруженностью. Но без этих материалов работа с осуждённым на новом месте не начинается, – рассказывает Анна Анатольевна. – Кроме того, как правило, наши подопечные устраиваются там работать на стройки и живут прямо на территории строящихся объектов в каких‑нибудь вагончиках. Но привязать такие вагончики к адресу не всегда возможно. И в результате получается, что контролировать переехавших инспекция не всегда может.
На смягчение и обратноСамая многочисленная и активно растущая сегодня категория подучетных инспекции – те, кому вынесен запрет на определённые действия. В основном это автолюбители, задержанные за рулём в нетрезвом виде не в первый раз: им временно запрещают управлять транспортными средствами.
Ещё несколько лет назад им грозила только административная ответственность, а теперь вроде бы ужесточили: при повторных нарушениях предусмотрена уголовная. Но всё не так однозначно.
– Этот вид наказания по‑прежнему «мёртвый», – констатирует Анна Урсаева. – Потому что даже если у нас есть подтверждённый факт нарушения запрета на вождение – например, человека поймали за рулём сотрудники ГИБДД – этот день ему просто не включается в срок отбытия наказания, и больше никаких мер мы принять не можем.
В конце прошлого года в законодательство внесли изменения, касающиеся срока наказания: теперь за вождение в нетрезвом виде, если нарушитель уже был судим за аналогичное преступление, срок запрета на управление транспортными средствами может быть назначен до шести лет. Но, по словам Анны Анатольевны, это не сработало. И это по‑прежнему единственный вид наказания, который невозможно заменить на более строгий. В результате водители нарушают снова и снова.
Вторые и третьи по многочисленности сегодня – условно осуждённые и те, кому присудили ограничение свободы. «Ограниченцы» – это те, к кому применяют разные технические средства надзора, в том числе электронные браслеты.
– Раньше в эту категорию попадали в основном люди, совершившие преступления небольшой и средней тяжести. Но в последние пять лет стала активней применяться замена неотбытого срока лишения свободы более мягкими видами наказания, и сегодня более 50 процентов «ограниченцев» – это освободившиеся из колоний. При такой замене могут встречаться и тяжкие, и особо тяжкие статьи: и убийство, и грабёж, и разбой, и распространение наркотиков, – рассказывает Анна Анатольевна.
По её подсчётам, в 2021 году на смягчение приговора в нашей области вышло на 70 процентов больше осуждённых, чем в 2018 году.
Но идёт и обратный процесс – за нарушения мягкие виды наказания заменяют на более строгие. При этом время, которое уже отбыто, не всегда идёт в зачёт.
Теперь и УДОВ прошлом году уголовно-исполнительная инспекция начала контролировать также освобождённых из колоний условно досрочно. До этого долгие годы не было чёткой определённости, кто именно должен ими заниматься, и на практике обычно занимались участковые уполномоченные полиции. При этом, по словам Анны Урсаевой, были случаи, когда полиция готовила в суд представления о том, чтобы отменить УДО за нарушения, а суд отказывал только на основании того, что контролировать досрочно освобождённых – не в функциях полиции.
На момент выхода указа о передаче этих полномочий УФСИН у нас в области насчитывалось порядка 500 досрочно освобождённых, и в один момент поставить их на учёт в новом ведомстве было невозможно, кроме того, потребовалось урегулировать и чисто юридические моменты. Поэтому фактически передача полномочий заняла около трёх месяцев и завершилась у нас в области только к 1 июня, рассказывает Анна Анатольевна.
Сами досрочно освобождённые уже привыкли, что их контролируют больше формально, чем реально, поэтому не обошлось без казусов: некоторые писали жалобы и возмущались тем, что контроль усилен.
Сегодня, поясняет Анна Анатольевна, контроль за ними осуществляется так же, как за условно осуждёнными. В определённое время они ходят отмечаться в инспекции, кроме того, инспектора навещают их на дому. Одна «административка», например, за нарушение общественного порядка, – и это уже основание вернуть человека в колонию. В прошлом году было отменено девять УДО. К слову, могло быть отменено ещё больше, но суд отказал из‑за очередной законодательной загвоздки: нарушения были совершены людьми до того, как инспекция приняла их к себе на учёт.
Сейчас отказов на таком основании уже нет. Но заменять наказание – это по‑прежнему право суда, а не его обязанность, а в целом суды настроены как можно больше людей оставлять на свободе, так что мягкие наказания становится сложно заменять на более жёсткие, замечает Анна Урсаева.
– Такая гуманизация – это, с одной стороны, хорошо, а с другой, это, бывает, приводит к трагическим случаям, – говорит Анна Анатольевна. – В Северодвинске двухгодовалый ребёнок выпал из окна. Мама состояла у нас на учёте, нарушала условия отбывания наказания, злоупотребляла спиртными напитками. Наши сотрудники обратились в суд, чтобы отправить её в колонию, но суд отказал и оставил женщину на свободе – буквально за два дня до несчастья…
Знаю, что некоторые филиалы инспекции ещё до принятия полномочий по контролю за УДО были сильно загружены работой. Спрашиваю: как там справляются теперь?
– Благодаря тому что до этого число наших подучетных в целом упало, скачка нагрузки не произошло, по крайней мере, в большинстве отделов по области. Например, в Шенкурском районе в начале прошлого года ещё без УДО на учёте стояло 80 человек, а сегодня с УДО – 50, – отвечает Анна Анатольевна. – Ну а там, где была значительная нагрузка, добавили штатные единицы. Их число определялось как раз исходя из того, какой рост нагрузки мы ожидали в каждом подразделении в связи с передачей досрочно освобождённых.
Источник: https://pravdasevera.ru/2022/05/14/627f53daca673b0cb02b6bf2.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Последние новости
Собрание для улучшения качества обслуживания в регионе
Представители бизнеса обсуждают пути повышения сервиса для жителей и гостей.
Экономика России: Прогнозы Центробанка вызывают сомнения
Несмотря на обещания, реальные условия остаются сложными.
Бесплатные юридические консультации для жителей Холмогорского района
Жители получили возможность задать важные правовые вопросы.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований