Участники Летней школы САФУ-ВШЭ представили свои проектные идеи
Завершилась выездная часть научно-образовательного проекта, посвященного комплексному развитию территории с уникальным природным и историко-культурным наследием.
Завершилась выездная часть научно-образовательного проекта, посвященного комплексному развитию территории с уникальным природным и историко-культурным наследием. Напомним, студенты САФУ отправились на архипелаг уже в шестой раз, а совместно с НИУ «Высшая школа экономики» научно-образовательный интенсив проходит пять лет.
Соловецкая летняя школа организована Фондом развития САФУ и проходит на средства гранта Агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области. Проект проводится при партнерской поддержке Соловецкого музея-заповедника и Товарищества северного мореходства. Руководит школой кандидат философских наук, заместитель директора по развитию и проектной деятельности Интеллектуального центра — научной библиотеки САФУ Светлана Тюкина.
«Для меня летняя школа — прежде всего люди, единомышленники. Приглашенные руководители направлений становятся настоящей командой профессионалов, работающей очень творчески и ответственно. Коллеги, в свою очередь, отбирают студентов, близких духу школы, готовых работать, учиться и гармонично включаться в наш ансамбль. Как преподаватели делятся знаниями со студентами, так и слушатели помогают совершать соловецкие открытия», — отмечает Светлана Тюкина.
В ходе работы школы участники изучали территорию архипелага и проводили полевые исследования.
Студенты-экологи под руководством доцента кафедры биологии, экологии и биотехнологии высшей школы естественных наук и технологий Веры Рудаковой изучали водную систему Соловецкого архипелага.
«Мы занимались мониторингом природных водоемов на территории поселка, исследовали состояние озер и прибрежной зоны на загрязнение. Известно, что на Соловках отсутствуют очистные сооружения, и весь выброс канализационных стоков происходит в бухту Благополучия, в море, что нарушает жизнедеятельность морской флоры и фауны. На данном этапе мы сделали первичный анализ и можем оценить загрязненность некоторых мест, но дальнейшие анализы будут проводиться в Архангельске. Питьевая вода в школе хорошего качества и подходит под нормативные ГОСТы, а вот вода в прибрежной зоне бухты Благополучия, мыса лабиринтов и в устье ручья в губе Кислой загрязненная. Наш руководитель планирует представить по итогам работы план по реконструкции очистных сооружений», — поделилась аспирант Олеся Юницына.
Группа социологов во главе с доцентом кафедры философии и социологии высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации Ольгой Руссовой в этом году изучала тему «Человек и место»: как они друг друга определяют, меняют, ощущают». Социологи также попытались узнать, что особенного местные жители видят в архипелаге.
«Наша группа — социологи из САФУ и МГУ — работала под руководством Ольги Руссовой. Важным моментом в работе стала синхронизация нашего исследования и работы приглашенного эксперта, преподавателя ВШЭ в Санкт-Петербурге, к. с. н., Лидии Рахмановой, которая защитила кандидатскую диссертацию по исследованию идентичности соловецких жителей, а в настоящее время реализует проект по этой теме на Фарерских островах. Мы провели вебинар, на котором Лидия поделилась своим опытом работы на Соловках в течение нескольких сезонов, и выработали совместный план исследований. Один из основных интересующих нас моментов был связан с наукой и возвратом данных населению, потому что сюда приезжает большое количество исследователей, и встает вопрос, всегда ли местное сообщество знает о тех работах, которые здесь проводят. В рамках интервью, мы включали этот блок вопросов. Для Летней школы важно представить результаты тех исследований, которые проводятся, чтобы они были полезны жителям острова. Также мы включали вопросы, связанные с особенностями жизни на островной территории, с которыми сталкиваются местные жители, с будущим Соловков и тем, кто может стать агентом изменений. Общее число участников глубинных нарративных интервью — 27 человек, от 18 до 72 лет. Мы записали более 14 часов интервью, которые нам предстоит проанализировать «, — рассказала участница летней школы, сотрудник САФУ Полина Голомидова.
Под кураторством ассистента кафедры инженерной геологии, оснований и фундаментов Высшей инженерной школы САФУ Дмитрия Тюрина архитекторы обследовали здания, определяли их техническое состояние.
«Важным моментом в архитектурном ансамбле Соловецкого архипелага являются не только исторические постройки и сам монастырь, но и поселок — хозяйственные и жилые помещения. Наша цель — провести типизацию построек по трем группам: наиболее важные и ценные, нейтральные и смешанные. А также выделить те здания, которым необходим капитальный ремонт», — поделился Дмитрий Тюрин.
Будущие учителя физики и информатики, участники инженерно-педагогической мастерской под руководством директора Интеллектуального центра Александра Гильдебранта разрабатывают междисциплинарные занятия на материале объектов инженерной инфраструктуры Соловецкого монастыря начала XX века. Они рассматривали систему озер и каналов, мельницу и гидроэлектростанцию. Полученные данные будут использоваться для разработки экскурсии по инженерной истории Соловецкого монастыря и для интерактивных занятий со школьниками. В планах группы также сделать серию видеороликов для музея занимательных наук САФУ.
Совместная группа культурологов и филологов, организованная специалистом Центра сохранения историко-культурного наследия Арктики Интеллектуального центра Ольгой Поляковой, работает над созданием электронной выставки «Прошу физически меня уничтожить» о репрессированных сотрудниках архангельских учебных заведений, вошедших в состав САФУ. Помимо самой выставки будет создан информационный сайт.
«Музей университета занимается этой темой уже давно. Сейчас готовимся к юбилею — 90-летию высшего образования, и одной частью выставки будет раздел о репрессированных сотрудниках, среди которых и первый ректор, и директор музея АЛТИ. Мы столкнулись с отсутствием материалов, например, не смогли найти данных о Григории Лукачере. Посетили на Соловках экспозицию об истории ГУЛАГа, что помогло определиться с оформлением нашей выставки», — поделилась Ольга Полякова.
Культурологи-музыковеды вместе с заведующим сектором «Арктик-фонд» Интеллектуального центра Анной Ширяевой занимались исследованием музыкальной культуры на Соловках.
«Наша группа изучала, какая музыка звучала на Соловках в разные периоды времени. Были в библиотеке и архиве музея, нашли некоторые издания, касающиеся монастырского пения, истории театра, который действовал в Соловецком лагере особого назначения, познакомились с текстами песен времен ГУЛАГа. Дальнейшие перспективы обширны: научные публикации, обзоры литературы, информационные проекты, рабочие тетради для детей «, — рассказала участница летней школы Дарья Очеретенко.
Студенты направлений информационных технологий во главе со старшим преподавателем кафедры информационных систем и технологий Высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ Марией Корзиной создают для Соловецкого музея-заповедника виртуальный тур по экспозиции, посвященной школе юнг. Музеем была предоставлена специальная техника и студенты отработали технологию панорамной съемки.
Работа исследователей не ограничивается только периодом пребывания на Соловках, по возвращении домой участники Летней школы будут дорабатывать свои проекты, анализировать результаты лабораторных исследований, готовить аналитические материалы и отчеты.
Последние новости
Собрание для улучшения качества обслуживания в регионе
Представители бизнеса обсуждают пути повышения сервиса для жителей и гостей.
Экономика России: Прогнозы Центробанка вызывают сомнения
Несмотря на обещания, реальные условия остаются сложными.
Бесплатные юридические консультации для жителей Холмогорского района
Жители получили возможность задать важные правовые вопросы.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку