Студенты САФУ стали участниками игры о будущем Соловков
Впервые в рамках Летней школы САФУ-ВШЭ на Соловках прошла социотехническая сюжетно-ролевая игра, которую провела команда игротехников образовательного сообщества «Метаверситет».
Впервые в рамках Летней школы САФУ-ВШЭ на Соловках прошла социотехническая сюжетно-ролевая игра, которую провела команда игротехников образовательного сообщества «Метаверситет». Участники должны были предложить проекты для развития архипелага до 2040 года, постаравшись сохранить равновесие антропогенного воздействия и уникальности места.
Команды предложили создать образовательные проекты, как виртуальные, так и базирующиеся на Соловках, ввести раздельный сбор мусора, запретить пластиковую упаковку, построить станции возобновляемых источников энергии, восстановить водный маршрут «Архангельск-Соловки» и проводить ежегодную Соловецкую регату на поморских кочах.
Помимо этого прошла лекция «Культурный ландшафт как объект наследия» искусствоведа, историка архитектуры, эксперта ИКОМОС Анны Гайнутдиновой.
«Запас памятников культуры ограничен и источается с прогрессирующей скоростью, этим и объясняется наше особенное отношение к ним. Понятие культурного ландшафта имеет длительную историю развития: появлению этого термина мы обязаны географам», — рассказала эксперт.
До 1992 года в конвенции об охране культурного наследия понятия «Культурный ландшафт» не существовало. Согласно трактовке, которая существует, это совместное творение человека и природы. Чтобы тот или иной участок мог быть внесён в список культурного наследия, он должен обладать репрезентативностью конкретного биокультурного региона, выдающимися универсальными ценностями и соответствовать хотя бы одному из 10 критериев ЮНЕСКО.
«Считалось, что культурное наследие может обитать только внутри великих монументов и должно быть связано с воплощением человеческого гения, а представления о дикой природе отрицали возможность участия человека в формировании и охране диких мест. Поэтому сохранение природного и культурного наследия шло разными путями», — отмечает Анна Гайнутдинова.
Монастырская культура в западно-европейской традиции является одним из примеров ассоциативных культурных ландшафтов, потому что основана на признании красоты и целесообразности мира как творения божьего, подчеркнула лектор.
Об образе Соловков в произведениях современных авторов в свете воспоминаний соловецких узников рассказал руководитель пресс-службы Соловецкого монастыря Иерей Вячеслав Умнягин.
«Книги о Соловках издавали на протяжении всего XX века, и до Великой Отечественной войны вышла примерно половина всего наследия. После перестройки произошёл всплеск к теме. Опубликованы были не все работы, а либо тех людей, которые были живы, или тех, чьи родственники были заинтересованы. Об этом я могу говорить с математической точностью, так как в рамках нашего книжного проекта есть несколько томов, которые на 99% состоят из текстов, которые не выходили либо в России, либо вообще», — отметил выступающий.
Тома серии «Воспоминания соловецких заключённых» выходят с 2013 года, на сегодняшний день их семь. К подготовке издания привлекаются специалисты и родственники заключенных, которые рассказывают об авторах.
Заместитель декана по международной деятельности, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ Андрей Исэров прочитал лекцию о старообрядчестве и Соловках.
«Реформа началась в 1652–1653 году. Важнейшая проблема — то, почему, казалось бы, формальные перемены, связанные с правкой переводов на церковнославянский язык греческих текстов, привели к расколу общества», — задается вопросом лектор.
В 1657 году новые книги были доставлены в монастырь, они были запечатаны в казенной палате и закрыты на ключ. После 1667 года начинается внедрение нового устава повсеместно. Из Соловецкого монастыря вызывают бывшего архимандрита Никонора, который возглавляет борьбу за старую веру. В мае 1668 года царь отправляет на Соловки стрельцов, но те отказываются нападать на монастырь.
Ведущий научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника Анна Яковлева рассказала об опыте духовного сопротивления в XX веке, а заместитель директора Соловецкого музея-заповедника Александр Мартынов поведал об истории учебного отряда Северного флота.
«Тема не нова. О том, что такой отряд существовал, с конца 1939 года до осени 1957 года, известно давно. Но отношение к этой теме и изучение ее было странным. Широко разрекламирована история одной из школ, которые были под началом отряда Северного флота — Соловецкой школы юнг», — отмечает Александр Мартынов.
Через школы Соловецкого учебного отряда — объединённая, связи, оружий, электромеханическая — прошло 50 тысяч моряков. Отряд на Соловках был создан после того, как закрыт лагерь особого назначения.
Студенты также познакомились с культурой мореплавания и бытом поморов на экскурсии в Соловецком морском музее, а также посетили Секирную гору, где расположен первый храм-маяк на Севере. У участников школы выдалась возможность пообщаться с художественным руководителем Архангельского филармонического камерного оркестра Владимиром Онуфриевым на творческой встрече «Соловецкие концерты».
Последние новости
Обращение Путина: Новое оружие и угрозы со стороны Украины
Президент России рассказал о ситуации на фронте и новых разработках в области вооружений.
Обострение конфликта: Украина использует новые ракеты против России
Анализ последних событий в военном противостоянии между Украиной и Россией.
Дни ритейла в Архангельске: взгляд на будущее торговли в Беломорье
Эксперты обсуждают будущее традиционной торговли и маркетплейсов в регионе.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку