Студенты САФУ стали участниками игры о будущем Соловков

Впервые в рамках Летней школы САФУ-ВШЭ на Соловках прошла социотехническая сюжетно-ролевая игра, которую провела команда игротехников образовательного сообщества «Метаверситет».

Впервые в  рамках Летней школы САФУ-ВШЭ на  Соловках прошла социотехническая сюжетно-ролевая игра, которую провела команда игротехников образовательного сообщества «Метаверситет». Участники должны были предложить проекты для развития архипелага до  2040 года, постаравшись сохранить равновесие антропогенного воздействия и  уникальности места.

Команды предложили создать образовательные проекты, как виртуальные, так и  базирующиеся на  Соловках, ввести раздельный сбор мусора, запретить пластиковую упаковку, построить станции возобновляемых источников энергии, восстановить водный маршрут «Архангельск-Соловки» и  проводить ежегодную Соловецкую регату на  поморских кочах.

Помимо этого прошла лекция «Культурный ландшафт как объект наследия» искусствоведа, историка архитектуры, эксперта ИКОМОС Анны Гайнутдиновой.

«Запас памятников культуры ограничен и  источается с  прогрессирующей скоростью, этим и  объясняется наше особенное отношение к  ним. Понятие культурного ландшафта имеет длительную историю развития: появлению этого термина мы  обязаны географам»,  — рассказала эксперт.

До  1992 года в  конвенции об  охране культурного наследия понятия «Культурный ландшафт» не  существовало. Согласно трактовке, которая существует, это совместное творение человека и  природы. Чтобы тот или иной участок мог быть внесён в  список культурного наследия, он  должен обладать репрезентативностью конкретного биокультурного региона, выдающимися универсальными ценностями и  соответствовать хотя  бы одному из  10 критериев ЮНЕСКО.

«Считалось, что культурное наследие может обитать только внутри великих монументов и  должно быть связано с  воплощением человеческого гения, а  представления о  дикой природе отрицали возможность участия человека в  формировании и  охране диких мест. Поэтому сохранение природного и  культурного наследия шло разными путями»,  — отмечает Анна Гайнутдинова.

Монастырская культура в  западно-европейской традиции является одним из  примеров ассоциативных культурных ландшафтов, потому что основана на  признании красоты и  целесообразности мира как творения божьего, подчеркнула лектор.

Об  образе Соловков в  произведениях современных авторов в  свете воспоминаний соловецких узников рассказал руководитель пресс-службы Соловецкого монастыря Иерей Вячеслав Умнягин.

«Книги о  Соловках издавали на  протяжении всего XX  века, и  до  Великой Отечественной войны вышла примерно половина всего наследия. После перестройки произошёл всплеск к  теме. Опубликованы были не  все работы, а  либо тех людей, которые были живы, или тех, чьи родственники были заинтересованы. Об  этом я  могу говорить с  математической точностью, так как в  рамках нашего книжного проекта есть несколько томов, которые на  99% состоят из  текстов, которые не  выходили либо в  России, либо вообще»,  — отметил выступающий.

Тома серии «Воспоминания соловецких заключённых» выходят с  2013 года, на  сегодняшний день их  семь. К  подготовке издания привлекаются специалисты и  родственники заключенных, которые рассказывают об  авторах.

Заместитель декана по  международной деятельности, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ Андрей Исэров прочитал лекцию о  старообрядчестве и  Соловках.

«Реформа началась в  1652–1653 году. Важнейшая проблема  — то, почему, казалось  бы, формальные перемены, связанные с  правкой переводов на  церковнославянский язык греческих текстов, привели к  расколу общества»,  — задается вопросом лектор.

В  1657 году новые книги были доставлены в  монастырь, они были запечатаны в  казенной палате и  закрыты на  ключ. После 1667 года начинается внедрение нового устава повсеместно. Из  Соловецкого монастыря вызывают бывшего архимандрита Никонора, который возглавляет борьбу за  старую веру. В  мае 1668 года царь отправляет на  Соловки стрельцов, но  те  отказываются нападать на  монастырь.

Ведущий научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника Анна Яковлева рассказала об  опыте духовного сопротивления в  XX  веке, а  заместитель директора Соловецкого музея-заповедника Александр Мартынов поведал об  истории учебного отряда Северного флота.

«Тема не  нова. О  том, что такой отряд существовал, с  конца 1939 года до  осени 1957 года, известно давно. Но  отношение к  этой теме и  изучение ее  было странным. Широко разрекламирована история одной из  школ, которые были под началом отряда Северного флота  — Соловецкой школы юнг»,  — отмечает Александр Мартынов.

Через школы Соловецкого учебного отряда  — объединённая, связи, оружий, электромеханическая  — прошло 50 тысяч моряков. Отряд на  Соловках был создан после того, как закрыт лагерь особого назначения.

Студенты также познакомились с  культурой мореплавания и  бытом поморов на  экскурсии в  Соловецком морском музее, а  также посетили Секирную гору, где расположен первый храм-маяк на  Севере. У  участников школы выдалась возможность пообщаться с  художественным руководителем Архангельского филармонического камерного оркестра Владимиром Онуфриевым на  творческой встрече «Соловецкие концерты».

Последние новости

Обращение Путина: Новое оружие и угрозы со стороны Украины

Президент России рассказал о ситуации на фронте и новых разработках в области вооружений.

Обострение конфликта: Украина использует новые ракеты против России

Анализ последних событий в военном противостоянии между Украиной и Россией.

Дни ритейла в Архангельске: взгляд на будущее торговли в Беломорье

Эксперты обсуждают будущее традиционной торговли и маркетплейсов в регионе.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру во Владимире на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *