19.09.2019

Профориентация, активная позиция и поддержка вуза: как первокурснику адаптироваться в новой для него среде

Преподаватели Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры САФУ рассказали, какие сложности появляются у первокурсников при погружении в университетскую среду, почему они возникают и как с ними справиться.

Преподаватели Высшей школы психологии, педагогики и  физической культуры САФУ рассказали, какие сложности появляются у  первокурсников при погружении в  университетскую среду, почему они возникают и  как с  ними справиться.

Трудности возраста и  адаптации

«Круг проблем, с  которыми сталкиваются студенты-первокурсники, довольно широкий. Во-первых, это проблемы, связанные со  спецификой возраста, главная из  которых  — проблема самоопределения. У  молодых людей и  девушек этой возрастной категории происходит переоценка ценностей, они задаются вопросами поиска смысла и  целей собственной жизни. Многие сомневаются, правильно  ли они выбрали направление подготовки, некоторые вообще начинают осознавать, что не  хотят учиться на  той или иной образовательной программе, но  при этом не  могут четко определить, чего именно хотят. Во-вторых, появляются проблемы, связанные с  адаптацией к  обучению в  университете. Это могут быть трудности адаптации в  новом коллективе, одиночество в  студенческой среде. Университет предъявляет очень большие требования к  личности и  знаниям студента. У  первокурсника увеличивается физическая и  эмоциональная нагрузка, меняется режим  — все это отражается на  психологическом состоянии юношей и  девушек»,  — рассказала Анна Зелянина, доцент кафедры психологии Высшей школы психологии, педагогики и  физической культуры САФУ, кандидат психологических наук.

Анна Николаевна отметила, что зачастую сложности с  адаптацией в  университете возникают на  основе неразрешенных проблем, которые возникли на  предыдущих этапах развития молодого человека как личности. Они могут быть связаны с  семьей, здоровьем, в  некоторых случаях сопровождаться психологическими травмами. Усложняет адаптацию сепарация от  семьи, когда будущий студент приезжает учиться из  района, из  другого города или региона. Негативно сказывается и  зависимость от  родителей, яркий пример такой ситуации: абитуриент выбирает специальность исходя не  из  собственных интересов, а  следуя предпочтениям семьи и  близких.

От  коллектива к  личности

«В  советской идеологии был хорошо развит коллективный субъект  — каждый ответственен за  каждого. Коллектив брал на  себя роль психологического помощника, комсомольские организации в  какой-то степени выполняли функцию психологических служб. Сейчас отечественная психология развивается с  позиции психологии индивидуального субъекта, под которым понимается человек, который занимает активную жизненную позицию, сам отвечает за  свою жизнь, здоровье, состояние, адаптацию  — все жизненные сферы. Отголоски традиций советского коллективизма мы  наблюдаем до  сих пор, поэтому не  у  каждого подростка формируется понимание, что все, что он  получает  — результат его образа мыслей и  поведения, ему никто ничего не  должен. Многие ждут, что им  кто-то поможет, за  них все решат и  сделают, иногда молодые люди не  готовы разобраться в  собственных проблемах, поэтому возникает необходимость в  психологических службах»,  — считает Анна Зелянина.

Светлана Буланова, заместитель директора Высшей школы психологии, педагогики и  физической культуры, кандидат педагогических наук, отмечает, что современная молодежь не  всегда видит разницу между школой и  университетом, поэтому погружение в  университетскую реальность происходит тяжело. «Университет  — среда проявления самостоятельности и  ответственности студента, где никто не  будет контролировать каждый шаг обучающегося. Можно говорить о  том, что лет 10-15 назад молодые люди, поступающие в  вуз, внутренне были взрослее. Мы  наблюдаем процесс усиления инфантилизма молодежи. Это общемировая тенденция, не  случайно психологи и  педагоги обсуждают вопрос расширения границ детского возраста. Самостоятельность, ответственность, внутренняя зрелость формируется в  результате взаимодействия с  социумом, а  в  современном мире молодые люди часто уходят в  виртуальную реальность. Тем не  менее, не  хотела  бы присоединяться к  словам тех, кто утверждает, что год от  года студенты все хуже. Студенты как сейчас, так и  тридцать, двадцать, десять лет назад  — разные. Есть два полюса: с  одной стороны, рост количества инфантильных молодых людей, в  то  же время появляется все больше студентов с  активной жизненной позицией, которые отстаивают свои взгляды, принципы, понимание того, как все должно быть. Это двусторонний процесс»,  — рассказала Светлана Юрьевна.

Университет поддержит

Снизить уровень тревожности при поступлении в  вуз и  последующей адаптации в  университетской среде, по  мнению Анны Зеляниной, поможет правильная профессиональная ориентация. Но  заниматься самоопределением необходимо задолго до  окончания школы, еще в  старших классах. Чтобы помочь первокурсникам успешно адаптироваться непосредственно в  университете, в  САФУ действуют специальные программы.

Работа новоиспеченных студентов с  тьюторами  — новое направление адаптационной программы для первокурсников в  САФУ, но  на  кафедре педагогики такую форму работы практикуют уже давно. Студенты старших курсов проходят специальное обучение в  «Школе тьюторов», каждого из  них закрепляют за  учебной группой первокурсников. Тьюторы ведут работу со  студенческими группами, являются связующим звеном между куратором и  группой. «Сопровождение первых курсов не  только кураторами, но  и  старшекурсниками очень важно, чтобы первокурсники чувствовали себя комфортнее в  среде вуза. От  старших товарищей они могут узнать те  важные и  нужные вещи в  организации студенческой жизни, о  которых вряд  ли расскажут преподаватели и  кураторы»,  — отметила Светлана Буланова.

        В  начале учебного года проводится «Поход первокурсника», «Дебют первокурсника», школы актива  — мероприятия, на  которых первокурсники могут раскрыться, проявить свои таланты, принять участие в  тренингах на  командообразование и  саморазвитие. Администрация каждой высшей школы проводит встречи с  первокурсниками, на  которых рассказывает о  правах и  обязанностях студентов, о  правилах поведения в  САФУ, проводит консультации и  беседы по  различным вопросам социального характера, в  том числе разъясняет порядок предоставления льгот различным категориям обучающихся. На  базе Высшей школы психологии, педагогики и  физической культуры САФУ работает студенческая психологическая служба, куда каждый студент университета может бесплатно обратиться за  консультацией, а  первокурсники  — получить психологическую помощь, пройти тренинг по  адаптации.

Последние новости

В рамках проекта «Социальный маршрут. Мобильный сенатор» делегация Совета Федерации посетила Орловскую область

В составе делегации работает сенатор от Архангельской области Иван Новиков.

Федеральные эксперты оценили работу службы помощи женщинам и детям в Поморье

Архангельскую область посетили специалисты Национального медицинского исследовательского центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.

Российские сенаторы отметили эффективность мер поддержки семей в Тульской области

Цель рабочей поездки - обсудить с руководством и жителями регионов вопросы социальной поддержки.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *