Из Арктики вернулось Научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш»
Результаты, полученные во время экспедиции, необходимы для прогнозирования процессов таяния подводной мерзлоты, а также для оценки экологического состояния вод в морях Восточной Арктики.
Результаты, полученные во время экспедиции, необходимы для прогнозирования процессов таяния подводной мерзлоты, а также для оценки экологического состояния вод в морях Восточной Арктики.
Программа исследования мирового океана является частью национального проекта «Наука» и предусматривает морские экспедиции. В экспедиции научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш», организованной Институтом океанологии им. П. П. Ширшова РАН совместно с Тихоокеанским океанологическим институтом ДВО РАН им. В. И. Ильичева, приняли участие ученые и студенты из 12 научных организаций, в том числе Томского политехнического университета, Московского физико-технического института, Московского государственного университета им. М. Ломоносова, Института микробиологии РАН им. А. Виноградского, Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН, и Национального научного центра морской биологии ДВО РАН.
Впервые участие в комплексной экспедиции в моря Восточной Арктики приняли ученые из Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, Сколковского института науки и технологий, Первого и Третьего океанографических институтов Минприроды КНР. Кроме того, в подготовке экспедиции наряду с российскими исследователями приняли участие ученые из Швеции, Норвегии, Нидерландов, Италии, Великобритании и США. Всего в рейсе было задействовано 65 исследователей, большая часть которых — молодые ученые (80%), из них 24 — студенты и аспиранты.
Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков отметил: «Большое значение имеет состав участников арктической экспедиции „Академика Мстислава Келдыша“ — в нее вовлечены ведущие и молодые ученые, а также студенты из различных регионов России: от Дальнего Востока и Сибири до Москвы и Санкт-Петербурга».
«Все экспедиции научно-исследовательского флота Минобрнауки России носят комплексный характер, в них участвует более 600 исследователей. Для молодых исследователей возможность принять участие в экспедициях вместе с российскими и зарубежными учеными, может стать серьезным шагом в их профессиональной деятельности. Мы заинтересованы в том, чтобы молодежь принимала участие в крупных исследовательских проектах, получала практический опыт на современном оборудовании российского научного флота, одного из самых передовых в мире», — добавил Михаил Котюков.
Министр также сообщил, что на 2019 год Минобрнауки России запланировано проведение более 30 морских экспедиций в арктических, дальневосточных, Черном и Азовском морях. Экспедиция «Академик Келдыша» станет 27-й успешно завершенной. До 2024 года российский научно-исследовательский флот должен будет выполнить 238 научных экспедиций.
78-й рейс «Академика Келдыша» начался 17 сентября и проходил в два этапа. Первый этап экспедиции с комплексными исследованиями выполнен в морях Восточной Арктики — Восточно-Сибирском море и море Лаптевых, а также в Карском море.
Исследования, проведенные в рамках экспедиции, были направлены на решение ряда задач «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». В первую очередь, это изучение состояния подводной мерзлоты, экологического состояния вод и донных осадков вдоль трассы Северного морского пути, потоков парниковых газов и других компонентов цикла углерода в арктической системе суша-шельф-атмосфера. Ученые отмечают, что более 80% всей подводной мерзлоты находится в морях восточной Арктики — на самом широком и мелководном шельфе Мирового океана.
Подводя предварительные итоги первого этапа экспедиции «Академика Мстислава Келдыша», начальник экспедиции, член-корреспондент РАН Игорь Семилетов отметил: «Нами были документированы неожиданно высокие скорости деградации подводной мерзлоты, что в некоторых районах уже привело к заглублению ее кровли до горизонтов стабильности газовых гидратов. Более того, было показано, что в последние 30 лет скорости вертикальной деградации подводной мерзлоты удвоились по сравнению с предыдущими столетиями и достигли 18 см/год, что на порядок выше ранее принятых оценок. Этот результат заставляет принципиально пересмотреть постулат о том, что подводная мерзлота стабильна и к концу 21 века может протаять максимум лишь на несколько метров. Поэтому, крайне важно изучить и оценить межгодовую динамику изменчивости размеров и структуры районов массированной разгрузки пузырькового метана в водную толщу-атмосферу, которые обусловлены наличием зон сквозного протаивания подводной мерзлоты. Сравнение размеров таких зон, изученных в прошедшей экспедиции, с результатами предыдущих 12 экспедиций показали значительный рост площади зон протаивания подводной мерзлоты: до 3-5 раз за последние 5-7 лет. Эти исследования необходимы для научно-обоснованного прогноза деградации подводной мерзлоты и выбросов метана на ближайшее будущее», — сообщил Игорь Семилетов.
Ректор Северного (Арктического) федерального университета Елена Кудряшова сообщила: «Вместе с опытными учеными в экспедиции приняли участие трое магистрантов-гидрометеорологов САФУ. Они занимались изучением распространения в Арктике метана и парниковых газов. Ещё одной важной темой стали исследования различных видов микропластика в морях Восточной Арктики. Интересно, что изучение содержания микропластика в западной части Российской Арктики, в акватории Белого, Баренцева и Карского морей, впервые проводились в рамках экспедиции „Арктический плавучий университет“ САФУ в 2018 году. Работы были продолжены в 2019 году в западной части Баренцева моря и в водах вокруг архипелага Шпицберген. Важно сравнить и проанализировать результаты всех экспедиций, ведь микропластик представляет серьезную угрозу организмам, поглощающим его, и морским экосистемам в целом», — добавила Елена Кудряшова.
Игорь Семилетов также отметил, что в ходе экспедиции в районе морей Восточной Арктики, на тысячи километров удаленного от основных источников антропогенного загрязнения, было впервые обнаружено и количественно изучено скопление различных видов микропластика — одного из наиболее опасных для живых организмов загрязняющих веществ.
Руководитель геологического направления Института океанологии, член-корреспондент РАН Леопольд Лобковский рассказал, что в сентябре этого года на «Академике Келдыше» специалистами Института океанологии впервые была смонтирована установка для отлова и учёта микрочастиц пластика проточным методом. Полученные с ее помощью данные, после детального изучения в лабораторных условиях, позволят сделать выводы о картине распределения микропластика в акваториях пройденных морей. Кроме этого, в ходе рейса были получены первые результаты применения технологии самовсплывающих донных станций, установленных в рамках пилотного проекта в районе хребта Гаккеля. «Данные сейсмографы, используемые для исследования земной коры и идентификации залежей углеводородов, были погружены на дно Северного Ледовитого океана осенью прошлого года с целью выполнения комплексных геофизических работ. Такие станции позволяют изучать труднодоступные и малоисследованные акватории в самых суровых условиях окружающей среды при минимальных трудозатратах», — добавил Леопольд Лобковский.
«Рассчитываем, что результаты проведенных в ходе экспедиции „Академика Мстислава Келдыша“ исследований продолжат ряд публикаций из более 100 статей в мировых топ-журналах, включая десять статей в группе Science и Nature», — заключил Игорь Семилетов.
Второй этап экспедиции научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» начнется 23 октября и будет проходить по маршруту: Архангельск — Северная Атлантика — Северное море — Балтийское море — Калининград.
Последние новости
Встреча сенатора с будущими педагогами
Иван Новиков обсудил ключевые аспекты работы Совета Федерации с студентами САФУ.
Архангельская область на 70-м месте в рейтинге социально-экономического развития
Регион демонстрирует небольшие улучшения, но все еще остается далеко от лидеров.
Как магнитные бури влияют на здоровье человека
Врач объясняет причины ухудшения самочувствия при солнечной активности.
Новые правила жизни с 1 сентября
Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.