История Лименды — поселка речников
Сегодня в преддверии Дня плавательных специальностей занятия «Разговоры о важном» с обучающимися Котласского филиала ГУМРФ имени адмирала С.О.
Сегодня в преддверии Дня плавательных специальностей занятия «Разговоры о важном» с обучающимися Котласского филиала ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова были посвящены флотской судьбе Лименды. Согласитесь, курсанты должны знать историю территории. К тому же, здесь есть, чем гордиться!
Название Лименда хорошо знакомо всем речникам Северодвинского бассейна. Здесь находится затон судов. Здесь располагался Лимендский судоремонтно-судостроительный завод. Здесь в Котласском филиале Государственного университета морского и речного флота, а именно в Котласском (а ранее Лимендском) речном училище обучались капитаны, штурманы, механики. Здесь же поселок речников.
Когда-то был на этом месте пустынный Михейков остров. В 1914-1915 г.г. на острове возник новый поселок, который по речке назвали Лимендским. Причиной его рождения стала первая мировая война и связанный с ней большой топливный голод страны.
В 1915 -1916 г.г. каменный уголь из Архангельска на баржах перевозился в Котлас. Русло реки Лименды было засыпано и по насыпи проложена железная дорога, соединившая станцию Котлас с «Угольным фронтом». Здесь, на пустынном тогда Михейковом острове, уголь вручную перегружался на берег. Так в годы первой мировой войны появился поселок Лименда.
Отсюда уголь отправлялся в промышленные центры России. В навигацию 1916 года было вывезено по Северной Двине внутрь страны более 29 млн пудов угля. Когда остров Михейков соединили дамбой с берегом, перегородив речку Лименда, получили удобный затон. При затоне был оборудован отстойный пункт для ремонта судов, который впоследствии послужил базой для создания Лимендского судостроительно-судоремонтного завода, который начал свою деятельность в 1915 году, за два года до появления на карте города Котласа.
Началась гражданская война, и речники севера перегнали большинство речных судов из Архангельска в Котлас, грудью встали на защиту Котласа от белогвардейцев и англо-американских интервентов. Котлас к тому времени стал важным стратегическим узлом речных и железнодорожных путей, связывающих север с центром страны, и привлекал еще и тем, что тут, на складах, было сосредоточено большое количество боеприпасов.
За обороной Котласа внимательно следил В.И.Ленин. Из телеграммы Ленина: «Немедленно организовать защиту Котласа во что бы то ни стало». Командование Котласским районом боевых действий, подчинив себе все сухопутные силы и все суда, принял на себя Павлин Федорович Виноградов.
В Михайловских мастерских Устюга и в затоне Лименда, на рейде у Котласа речные суда вооружали пулеметами и орудиями, а на бортах навешивали броню. Была создана Северо-Двинская военная речная флотилия, ядро которой составили переоборудованные под боевые, речные буксиры.
Исторический памятник бойцам Северо-Двинской военной речной флотилии в Котласе установлен на берегу Малой Двины неподалеку от краеведческого музея.
Уже в июле 1941 года завод получил важный заказ на изготовление пятисот корпусов тяжелых 100-килограммовых авиабомб и понтонно-мостовых переправ. За годы войны завод изготовил более 67 тысяч корпусов авиабомб и 15 понтонно-мостовых переправ — это 416 понтонов.
В 1943 году по мелкой Северо-Двинской системе с ее шлюзами и Сухоне прошли подводные лодки. Об этом пишет газета "Красный Север" от 19.11.2004
"В 1943 году по решению Государственного Комитета Обороны для усиления Северного Флота были переведены с Каспийского моря внутренними водами в Архангельск подводные лодки "С-14", "С-15", "С-103", "С-104", "М-200", "М-201".
С историей Лименды неразрывно связана история Котласского речного училища. Его открытие связано со строительством судоремонтно-судостроительного завода. Более 80 лет наше училище является кузницей кадров для речного флота. Выпускники училища при встречах и в письмах высказывают такое мнение, что житейскую закалку на всю жизнь они получили именно здесь, в стенах Котласского речного училища. И вспоминают его с любовью
Последние новости
Собрание для улучшения качества обслуживания в регионе
Представители бизнеса обсуждают пути повышения сервиса для жителей и гостей.
Экономика России: Прогнозы Центробанка вызывают сомнения
Несмотря на обещания, реальные условия остаются сложными.
Бесплатные юридические консультации для жителей Холмогорского района
Жители получили возможность задать важные правовые вопросы.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований