Александра Корельская: Проект «Математическая реконструкция сангаку» нацелен на развитие исследовательских возможностей школьников
Студенты САФУ — люди неординарные и творческие, увлеченные не только своей учебой, но также возможностью стать участниками проектов, исследовательских программ и самим разработать проекты,
Студенты САФУ — люди неординарные и творческие, увлеченные не только своей учебой, но также возможностью стать участниками проектов, исследовательских программ и самим разработать проекты, которые могут получить признание на всероссийском и международном уровнях.
Одной из таких студентов является Александра Корельская — магистрантка Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры САФУ, учитель математики одной из школ Архангельска и разработчик сетевого исследовательского проекта
— Александра, расскажите, пожалуйста, как начиналось Ваше увлечение математикой, которое в итоге стало любимой профессией?
— Моими любимыми предметами в школе были математика и физика. Математика мне нравилась необычными и сложными задачами, над которыми порой нужно думать не один день, а физика — практическим применением подходов и достижений математики. В школе меня регулярно приглашали принять участие в олимпиадах по этим предметам. Я участвовала, но какие-либо серьезные результаты достичь не получалось. Однако, у меня получилось кое-что другое.
В восьмом классе при решении квадратных уравнений я заметила интересную связь между коэффициентами в квадратном уравнении и корнями этого уравнения. Показала её своему учителю математики, но она сказала, что это уже известная теорема. В учебнике этой теоремы не было, и я не знала о её существовании. Помню, тогда очень расстроилась, что этот факт уже известен в математике.
К окончанию школы, твердо для себя решила, что хочу связать жизнь с математикой. Решила поступать в САФУ на направление педагогическое образование «математика и информатика». Сложностей с поступлением не возникло, была первая в рейтинге на зачисление.
Во время учебы в университете узнала о проекте по внедрению в обучение математике Интерактивной геометрической системы (ИГС) GeoGebra. Когда мне показали возможности среды, она меня поразила. Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда. Мне захотелось изучить GeoGebra подробнее.
— Что такое GeoGebra и каким образом Вы пришли к табличкам сангаку?
— Если попробовать объяснить, что такое GeoGebra простым языком, то это математическая программа, в которой можно строить графики, геометрические чертежи, в том числе на полотне 3D, их там можно повернуть, изменить размеры. На этом, конечно, возможности GeoGebra не ограничиваются.
Вскоре началась наша совместная работа со старшим преподавателем кафедры экспериментальной математики и информатизации образования Раисой Петровной Овчинниковой над моделями в GeoGebra. Именно Раиса Петровна познакомила меня с японскими табличками сангаку: на этих табличках японцы делали геометрические чертежи к задачам, записывали условие и вопрос задачи, а затем вывешивали эти таблички в храмах. Под руководством Раисы Петровны я разработала динамическую модель задачи сангаку по теме «Подобие треугольников». В ходе работы с моделью школьникам нужно было установить закономерности между объектами на чертеже, а позже их доказать с помощью положений теории. Это так называемый исследовательский подход к обучению математике.
Кроме того, при работе с задачей у школьников возникал вопрос, как был выполнен чертёж к задаче — на этот вопрос ответ давался в модели, школьники знакомились с методом решения задач на построение — методом подобия.
С Раисой Петровной мы решили принять участие с этой моделью во всероссийском педагогическом конкурсе «Креативная математика». Работу оценили — я заняла третье место. А статья по методике работы с этой моделью была опубликована в журнале «Информатика и образование», входящем в перечень ВАК.
Позже два основных вопроса при работе с задачами сангаку — как построить чертеж, и какие существуют закономерности на чертеже — легли в основу деятельностного сценария сетевого проекта.
— Каким образом продолжилась работа над этим проектом?
— Возникла идея расширения работы школьников с задачами сангаку и желание сделать более самостоятельной. Было решено организовать сетевой проект. Работу над сетевым проектом я продолжила уже под руководством Ольги Леонидовны Безумовой (доцент кафедры экспериментальной математики и информатизации образования).
Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся, организованную на основе компьютерной коммуникации и направленную на достижение совместного результата деятельности.
Особенностью этого сетевого проекта являлось то, что он был исследовательским. Исследовательская деятельность в математике подразумевает открытие новых теорем. То есть сначала формулировку гипотезы, а затем математическое доказательство этой гипотезы. Примерно это у меня получилось сделать в восьмом классе.
Эту процедуру, то есть формулировку гипотезы и её доказательство повторяли школьники. Проблема исследования сангаку заключается в том, что текст задач на табличках написан средневековым языком Камбун, который известен даже не всем современным японцам. Таким образом, в большинстве случаев даже не был известен вопрос задачи и его нужно было сформулировать. Школьникам нужно было по фотографии таблички сангаку выполнить чертёж к задаче в GeoGebra, а затем в ходе эксперимента с моделью выявить закономерности между объектами, тем самым сформулировать вопрос задачи. А затем решить задачу, то есть провести доказательство своей гипотезы.
Для работы проекта я разработала сайт сетевого проекта и курс на платформе Google Classroom. На платформе выкладывала задания — фотографии табличек сангаку, там же в комментариях под заданиями школьники обсуждали чертежи к задачам, выявленные закономерности.
На информационном сайте проекта разъяснена цель проекта, кратко изложена история табличек сангаку, опубликована инструкция по реконструкции задач с примером апплета в среде GeoGebra. Для участников проекта, не знакомых с программой, размещены обучающие материалы для начала работы в среде. На сайте представлена коллекция реконструированных задач Сангаку, структурированная по префектурам и храмам, в которых находятся таблички. При выборе префектуры и храма на странице сайта отображается фотография Сангаку и ссылки на апплеты реконструированных задач, размещённых на официальном сайте GeoGebra.
— Насколько успешна Ваша работа?
— Сетевые проекты — перспективные направления в педагогической деятельности. В мае этого года мы с участниками проекта приняли участие в XIII Международном конкурсе «Математика и проектирование», организованным ассоциацией педагогов, работающих с одаренными детьми. В нём приняли участие студенты и педагоги из России, Румынии, Болгарии и Казахстана. Мы заняли второе место в номинации «Сетевые проекты».
К конкурсу готовились долго и упорно, поскольку уровень конкурса — международный, это большая ответственность. Бывало так, что уходили домой в восемь-девять часов вечера. Каждый участник проекта, который решил принять участие в конкурсе, должен был рассказать о своей реконструированной задаче, а также о том, как организована работа проекта. Текст выступления и презентацию к нему готовили сами ребята. Для того, чтобы выступление сделать более красочным, мы вставили приветствие на японском языке. Впоследствии членам жюри этот ход понравился.
Конкурс проходил в Москве. Ребятам, многие из которых первый раз приехали в Москву, очень понравилось. Организаторы конкурса придумали интересный квест для участников. Поскольку конкурс был международным, то всех участников конкурса распределили жеребьевкой по командам, которым предстояло решить несколько математических задач, и получилось так, что в каждой команде оказались представители каждой страны. Это было здорово. Такое неформальное общение и совместная работа над задачами помогли установить дружеские связи между участниками. Думаю, у ребят-участников сетевого проекта остались незабываемые впечатления от нашей работы.
Последние новости
Собрание для улучшения качества обслуживания в регионе
Представители бизнеса обсуждают пути повышения сервиса для жителей и гостей.
Экономика России: Прогнозы Центробанка вызывают сомнения
Несмотря на обещания, реальные условия остаются сложными.
Бесплатные юридические консультации для жителей Холмогорского района
Жители получили возможность задать важные правовые вопросы.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку