«В его песнях всегда привлекала музыка с магическим драйвом»: вспоминаем легенду русского рока Виктора Цоя
Сегодня отмечается день памяти Виктора Цоя, 15 августа 1990 года он погиб в автокатастрофе.
Сегодня отмечается день памяти Виктора Цоя, 15 августа 1990 года он погиб в автокатастрофе. Незадолго до трагедии, в июне того года, группа «Кино» выступила в Архангельске с концертами. Беломорканал» узнал, почему песни кумира не одного поколения так популярны и востребованы у россиян сегодня.
Северодвинскому журналисту Алексею Рэдфорду в начале своей профессиональной карьеры в 1990 году удалось пообщаться с Виктором Цоем перед концертом группы «Кино» в столице Поморья.
«Вы представьте! Мне 19 лет. Я еще неопытный журналист. А передо мной звезда таких масштабов. Конечно, я страшно волновался перед интервью. И, наверное, мог тогда задать совершенно глупый вопрос, но все прошло удачно» – рассказал Алексей Рэдфорд для 29.ru в 2017 году.
Как отметил Алексей Рэдфорд, в разговоре Виктор Цой показался скромным, «даже складывалось ощущение, что он стесняется рассказывать о себе». На вопросы Цой отвечал одним или парой предложениями. Тогда он поделился, что ему очень понравился Русский Север, и он хотел попробовать архангельскую клюкву, морошку, бруснику и беломорскую рыбу.
На ужине в ДК Моряк, по словам Алексея Рэдфорда, организатор гастролей в Архангельске Бэлла Высоцкая подарила музыкантам группы «Кино» сувениры и фотоальбомы о Русском Севере. «Виктор долго его разглядывал и листал страницы, отойдя вдаль от стола. Мне казалось, что ему хотелось побыть в одиночестве и скорее уехать в гостиницу на отдых перед предстоящим концертом» – сказал Алексей Рэдфорд. «Для нас его песни были были зеркалом того сложного и революционного времени в стране. До этого была перестройка, страна менялась... Знакомые завидовали моему знакомству» – добавил журналист в публикации для 29.ru.
Фото Алексея Рэдфорда и Валерия Александрова
Председатель соловецкого Совета депутатов Евгений Тютюков:
- Вообще, музыка оказывает огромное влияние на человека. Почему песни Виктора Цоя повлияли, и ещё повлияют, безусловно, на многие поколения наших людей?
Почему они и сегодня очень актуальны, и продолжаются в многочисленных кавер-версиях современных исполнителей? Потому что, среди всякого сегодняшнего поп-дерьма — это услада для души и сердца, музыка, способная пробудить чувства.
Цоя люблю и уважаю, даже больше, как поэта, а не исполнителя. У него очень сильные пронзительные тексты, как у Есенина. Одна из моих любимых песен — это его "Дерево".
Северодвинец, руководитель муниципального ОАО "Торговый центр" Роман Машенькин :
- К моменту выхода ИГЛЫ и АССЫ, мы, тогдашние школьники, группу Кино уже хорошо знали. Большинство из нас презрительно относились к «Ласковому маю» и каким-нибудь там «сёстрам Базыкиным», зато наизусть знали песни Крематория, ДДТ, Насти Полевой, Наутилуса. И само собой, группы Кино. Вся появляющаяся музыка заливалась на отечественные кассеты МК-60. Пусть и в отвратительном качестве, мы переписывали эти записи с магнитофона на магнитофон и гордились собранными альбомами.
Четко запомнилось, что как после финальных титров АССЫ вышел на улицу и ощутил, что ровно сейчас, в это самое время, в стране происходит что-то важное. Что-то такое, что полностью поменяет нашу жизнь. Это невозможно было почувствовать из новостей, из газет, из разговоров родителей на кухне. Как ни крути, а выходит, что для меня перестройку объявил не Горбачев, а именно Цой. Но все же по мне, Виктор – не бунтарь, а именно думающий романтик. Философ, со своей особой метафизикой. Возможно, как Лермонтов или Высоцкий. Убеждён, что Цой пока недооценен именно как поэт. Все понимают его стихи по-своему. Для кого-то «Кукушка» — это песня о солдатах и битвах. Для меня она, скорее рассуждение о возможностях и выборе дальнейшего пути.
Когда Цой погиб, мне было 18. Кассеты ушли в прошлое. Горжусь тем, что собрал всё Кино на пластинках, частенько ставлю эти винилы «на иглу». Странно, но иногда ловлю себя на мысли, что слушая аккорды этой простой музыки, то слова всплывают и идут в память сами собой. Видимо настольно много он в свое время слушался.
Увы, жизнь скоротечна. И вокруг уже нет многих из тех, кому Виктор желал «не остаться в этой траве». И пусть скажу заезженной фразой, но для меня, Цой, по-прежнему – жив.
Фото Алексея Рэдфорда и Валерия Александрова
Депутат АОСД Леонид Таскаев:
- С творчеством Виктора Робертовича я познакомился в конце 90-х. В годы своего, так сказать, отрочества. Первые песни слышал на кассетах и в исполнении дворовых исполнителей. Потом начал искать альбомы группы КИНО сам. Достаточно быстро пришло осознание, почему именно Цоя называют голосом поколения 80-х.
В те годы для меня, школьника, растущего на руинах Советского Союза, песни Цоя стали определённым смысловым наполнением. Не будет преувеличением, если скажу, что творчество Виктора Цоя помогло мне найти себя.
Сегодня я уверен, что не только «восьмидесятники» могут сказать, что Цой – голос исключительно их поколения. Как показало дальнейшее развитие событий, в постсоветских странах и мире он стал голосом поколений. В недавнем блиц-интервью «НАШЕ радио», солистка группы «СЛОТ» - Дария Ставрович, на мой взгляд, точнее всего определила неугасаемый интерес к творчеству Виктора Цоя: «Несмотря на современную доступность интернета, многие люди до сих пор не знают, что после смерти Виктора Цоя в музыке есть ещё что-то». Беда только в том, что она не ответила, почему так происходит. А ответ прост - размеренная и, в некотором роде пресыщенная жизнь музыкантов в буржуазной России не в состоянии родить что-то подобное феномену лидера группы КИНО. Тотальная коммерциализация творчества это самое творчество выхолащивает. Это закономерность.
У коллеги Виктора Цоя, ныне здравствующего лидера ДДТ Юрия Шевчука на этот счет есть хорошая песня «Компромисс» 1983 года. Видимо, червь вырождения уже тогда точил советский рок. Благо, не все ему поддались. Кстати, именно поэтому на наследии Цоя продолжают так увлечённо паразитировать и выдаивать доверчивых граждан все кому не лень. Когда в реальности нет содержания и смысловой нагрузки, наши властители «скармливают» людям различные симулякры, лишь бы отвлечь от насущных проблем.
Актуальны ли его песни сегодня? Кому как. Вероятно, новая эпоха породит новый голос поколения. Но пока таковых не видно, а потому – Мы ждём Перемен!
Архангельский журналист Алексей Морозов:
- Песни группы "Кино" я слушал лет с 8-9, тогда в моем доме появилась пластинка "Ночь". В песнях Цоя всегда привлекала не только яркая поэзия, но и музыка - с таким магическим драйвом. Особенно запали в душу песни "Спокойная ночь" (там есть гениальный проигрыш в конце песни), "Ночь" с одноименного альбома, "Печаль", "Звезда по имени Солнце", из более ранних - "Камчатка", "Восьмиклассница", из поздних - "Когда твоя девушка больна", "Красно-желтые дни". Считаю, что музыка Цоя не потеряла актуальности и звучания и даже сейчас кажется современней, чем песни новых рок-групп.
Помню, когда Цой погиб, я возвращался с юга, где мы отдыхали семьей. Приехав в Архангельск, я был поражен, как исписали множество автобусных остановок и просто стен фразой "Цой жив". Это для нас всех был шок, трагедия, хотя сейчас я понимаю, что он бы и не дожил до старости, не представляю его таким, как сегодня БГ или Макаревич. Виктор Цой остался кумиром нашего поколения, а знаменитая песня "Перемен" сегодня вновь бьет не в бровь, а в глаз, поскольку у молодежи, да и не только у нее, есть запрос на эти самые перемены. В этом и гениальность Цоя - он смог заглянуть в будущее.
Последние новости
Собрание для улучшения качества обслуживания в регионе
Представители бизнеса обсуждают пути повышения сервиса для жителей и гостей.
Экономика России: Прогнозы Центробанка вызывают сомнения
Несмотря на обещания, реальные условия остаются сложными.
Бесплатные юридические консультации для жителей Холмогорского района
Жители получили возможность задать важные правовые вопросы.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований