«Главное — выжить!»: призер конкурса National Geographic рассказал о работе фотографа в Арктике
Архангельский фотограф Николай Гернет занял второе место за снимок белого медведя на Земле Франца-Иосифа.
Архангельский фотограф Николай Гернет занял второе место за снимок белого медведя на Земле Франца-Иосифа.
Николай Гернет / Национальный парк «Русская Арктика»На этой неделе были подведены итоги престижного фотоконкурса от журнала «National Geographic Russia» «Дикая природа России» . Второе место за снимок белого медведя с Земли Александры весной 2021 года получил архангельский фотограф Николай Гернет.
Николай с 2013 года работает в национальном парке «Русская Арктика» . Он рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, как полюбил Арктику, сумел устроиться фотографом в арктический национальный парк
Мечты об АрктикеПо словам Николая, он с ранних лет увлекается севером и любит его. Поэтому в первой полярной экспедиции оказался в годы студенчества, приняв участие в экспедиции на остров Колгуев от Северного Государственного Медицинского Университета.
«Мы прожили там около месяца. На Колгуеве в начале двухтысячных я снимал еще на уровне работника университетской газеты, это был не конкурсный уровень фотографии. Но каждый опыт арктических экспедиций для меня был положительным, я кайфовал от Арктики и северов и старался забраться всё дальше и дальше», — вспоминает Николай.
Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет
В 2005 и 2008 годах Николай участвовал в экспедициях проекта «Красный Чум» , в рамках которого кочевал с ненецкими оленеводами больше месяца. В Интернете много фотографий оленеводов, но там чаще представлены традиционные праздники народов Севера. А вот изображений повседневной жизни ненцев не так много.
«То, как они стирают одежду, как готовят пищу — это все интересные детали, которые позволяют рассказать об их жизни. Я сам погрузился в это, у меня была своя упряжка. Ведь чаще всего жизнь фотографа и его съемки это зачастую истории не про художественных героев, а про конкретных людей. И у этих людей совершенно другие жизненные навыки. Семилетний ребенок, если потеряется в тундре, то даже через пару дней не умрет с голоду, не утонет в болоте, не замерзнет — он сам вернется к семье. Я видел, как дети ориентируются в тундре, что с семи лет они могут управлять упряжкой на уровне взрослого человека. Я на всю жизнь запомнил заповедь оленеводов — не брать у природы больше, чем нужно», — подчеркнул Николай
Позднее Николай некоторое время прожил в Москве, но когда открылся национальный парк «Русская Арктика» , приехал в Архангельск и около года целенаправленно пытался туда устроиться, в итоге попал в экспедицию.
Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет
«Тогда проводилась большая экспедиция на Землю Франца-Иосифа, я ездил волонтером со съемочной группой National Geographic. До сих пор помню, что хотя ребята из National Geographic объехали весь мир, Земля Франца-Иосифа даже для них стала откровением. Я тоже был в восторге от увиденного, а главное, сумел доказать, что могу пригодиться парку как фотограф», — рассказал Николай.
Теперь Николай Гернет работает в «Русской Арктике» и постоянно снимает красоты крайнего севера.
Правила полярного фотографаКак сотрудник «Русской Арктики», Николай Гернет имеет ряд юридических и этических ограничений по работе фотографа. Так, с опорных пунктов парка нельзя выходить в одиночку.
Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет
«Мне всегда нужна вторая пара глаз и вторая пара рук, которые держат фальшфейер, ракетницу или ружье, потому что когда ты фокусируешься на кадре — отключаешься от окружающего мира. Чтобы сделать любую фотографию, всегда нужен помощник. При этом у других сотрудников парка есть их собственные обязанности, поэтому приходится привлекать людей, у которых выходной, или отдыхающих после смены. Либо самому вписываться в какие-то рейды, когда есть место на снегоходе или в вездеходе — можно добираться до определенных локаций», — поделился Николай.
В национальном парке фотограф не может себе позволить ради эффектного кадра беспокоить животных. Но это было бы и нарушением этического кодекса фотографов дикой природы, если выяснится, что он как-то вмешивается в привычную жизнь животных, такую фотоработу снимут с конкурса и занесут участника в черный список. Впрочем, Николай говорит, что в дикой природе, человек становится свидетелем ситуаций, о которых не мог бы и подумать до начала съемки.
Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет
Первое, о чем должен помнить фотограф, отправляясь работать в Арктику — удобная одежда. Весенние экспедиции проходят в условиях экстремальных температур и холодных ветров. Николай говорит — собираясь в них нужно заранее знать, как выжить. Ожидание красивого кадра может занять несколько часов, и за это время фотограф не должен отморозить себе руки-ноги-пальцы, ведь ни один кадр не стоит того, чтобы как-то пострадать.
«Есть правило, что чем хуже погода, тем лучше фотография. И оно работает — часто можно увидеть, что в конкурсах побеждают не фото спокойных и солнечных дней, а бурь, ураганов, туманов. Члены жюри сами заинтересованы отметить работу фотографа, который сделал нестандартный снимок», — отметил Николай.
При этом в Арктике нет ни фотомагазинов, ни фотомастерских, а условия эксплуатации техники в этих широтах прописаны в инструкциях, как не гарантийные. Поэтому в месячную экспедицию вся техника берется с двух а то и трехкратным запасом. Николай берет с собой два штатива, два фотоаппарата, несколько объективов, чтобы хотя бы что-то осталось для съемок, если рюкзак вдруг утонет. Запасная техника должна лежать на базе.
Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет
Когда условия для съемки созданы, наступает время фотографа проявить личное мастерство. Он должен разузнать, где животные могут находиться в данный момент времени. Для этого надо как изучать их повадки в теории, так и обращаться за советом к постоянным жителям полярных станций. Нужно знать точное время рассвета-заката на неделю вперед, иметь максимально точный прогноз погоды, и при всем при этом надеяться на особую фотографическую удачу.
«Везет, как правило, тем, кто много страдает. Хотя иногда и не везет. Пару лет назад был случай, когда один мой знакомый, очень хороший фотограф, входящий, пожалуй, в тройку лучших российских фотографов дикой природы, приехал в «Русскую Арктику». Наши пути пересеклись, и я спросил у него, как дела. Он ответил «Коля, я здесь уже две недели – и ни одного медведя! Ты понимаешь, ни одного! Я уже все про них знаю, где они должны быть – но нет их». Так что какая-нибудь экспедиция может быть абсолютно пустой, и к этому надо быть готовым. Но если ты ездишь много и надолго – тебе обязательно повезет», — обнадеживает Николай.
Один из главных принципов фотографа дикой природы — если в кадре появилось животное, нужно фотографировать его максимальное количество раз, не выжидать момента, забить фотографиями всю имеющуюся память. Даже если 99 % материала пойдет на выброс, среди него может оказаться та самая искомая работа.
Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет
«Бытует мнение, что профессиональный фотограф сразу же может сделать шедевр. Но нет, многие кадры могут уйти в нерезкость, смазаться. Чем интереснее кадр ты хочешь сделать, тем нестандартнее будет ситуация по съемке. У большинства профессиональных фотографов в бэкграунде очень много простых снимков, но мастерам они быстро надоедают. Год-два-три ты снимаешь просто стандартно красиво, но потом приходит понимание, что ты уже не хочешь делать такие кадры, и начинаешь переходить на эксперименты. А при таких переходах количество брака возрастает в геометрической прогрессии», — говорит Николай.
Именно такие снимки Николай делает уже порой сверх рабочих задач национального парка, чтобы затем отправить их на профессиональные конкурсы.
Участие в конкурсахНиколай Гернет с ностальгией вспоминает конкурс The Best of Russia , в его рамках отбиралось полторы сотни снимков, отражающих срез жизни за год, работы архангелогородца входили в финальную подборку.
Фотограф постоянно отправляет снимки для участия в трех мероприятиях. Очень знаковым из проходящих в России Николай считает конкурс «Золотая черепаха» . Даже выход в финал, без занятия призового места, считается престижнейшим достижением для российских фотографов дикой природы.
Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет
Проект National Geographic Russia, «Дикая природа России» считается максимально профессиональным, так как там всегда много места уделяется подбору жюри. Николай несколько раз занимал в нем вторые-третьи места в разных номинациях. Так же он отмечает конкурс «Самая красивая страна» от Российского географического общества.
«Я выходил в финал и этого конкурса. Но при этом около десяти лет руковожу фотошколой, так что там побеждали уже мои ученики. Для меня это победа вдвойне — если твои ученики не стали лучше, чем ты, значит, ты плохой учитель. Я всегда помогаю молодым ребятам, снимающим дикую природу, попасть в экспедиции, стараюсь мотивировать их посылать работы на конкурсы. А когда они побеждают, меня это радует больше, чем собственные победы. Когда ты вложил частичку себя в другого человека, кажется, что жизнь прошла не зря. Когда ты оставил после себя не только красивые фотографии, но и учеников, которые эти знания передадут дальше. Есть некий взгляд на мир дикой природы, и когда ты видишь, что фотографии с похожим взглядом не просто делаются, но и занимают призовые места в фотоконкурсах — это классно», — поделился Николай.
Архангелогородец подчеркивает — есть еще много интересных мировых фотоконкурсов, но для него принципиально принимать участие только в тех из них, где участие бесплатное.
Новая победаЧто касается новой работы Николая Гернета — снимка белого медведя, то она стала своеобразной данью памяти известному российскому художнику Александру Борисову . Фотограф со своей стороны пытался по-своему передать фактуру, цвет и настроение его картин.
Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет
«Для меня он является несомненным кумиром с точки зрения подачи Арктики, как композиционно, так и в цветовой гамме. У него прекрасные глубокие тени, так называемый контровой свет для картин. Я был в тех местах, которые он писал, видел их вживую. Его очень часто обвиняли, что он приукрашивал Арктику, вкладывал какие-то несуществующие цвета. Так вот, могу сказать — на картинах Борисова правда и только правда», — заявил Николай.
Снимок сделан во время выезда с группой ученых, работавших весной 2021 года в экспедиции по изучению белых медведей. До места съемки от базы исследователей пришлось ехать около пятидесяти километров.
Национальный парк «Русская Арктика» / Николай Гернет
«Когда я увидел медведя, идущего на фоне ледника, я мог его снять крупно — телеобъектив это позволял. Но я принял решение отснять медведя в масштабе, чтобы показать огромный ледник. Эта работа лучше смотрится в большом размере — тогда можно увидеть всю громаду Арктики!» , — отметил Николай.
Подводя итоги участия в конкурсе, Николай Гернет говорит, что его полностью устраивает второе место в конкурсе — он видел много сильных работ, которые удалось обойти. Быть названным в числе лучших большая честь для него, и как фотографа, и в качестве сотрудника национального парка «Русская Арктика».
Евгений Богучарский КорреспондентПоследние новости
Конкурс Знание.Лектор: победители регионального этапа определены
300 лекторов вышли в окружной этап конкурса, в том числе представитель Архангельской области.
Новый закон о штрафах за пропаганду чайлдфри
Владимир Путин подписал закон, вводящий серьезные штрафы за популяризацию отказа от деторождения.
Чемпионат по профессиональному мастерству: будущее рабочих профессий
С 17 по 21 февраля пройдет чемпионат по 35 компетенциям, способствующий популяризации среднего профессионального образования.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований