День рождения писателя. Юрий Олеша
4 марта в 16.00 приглашаем на первый в этом году День рождения писателя, посвященного киносценаристу, поэту, драматургу и журналисту Юрию Олеше.
4 марта в 16.00 приглашаем на первый в этом году День рождения писателя, посвященного киносценаристу, поэту, драматургу и журналисту Юрию Олеше. У вас будет редкая возможность узнать все самое необычное и интересное о жизни и творчестве одного из самых недооцененных авторов советской литературы! Открывает встречу рассказ «На кончике луча. Неизвестный Олеша в книге «Ни дня без строчки».
Он считал, что «ничего не должно погибать из написанного». И оставил после себя текст, который был полностью опубликован под названием «Ни дня без строчки» в 1965 г. - уже после смерти автора. Он работал над ней в 1930-1950-е гг. «А я писал карандашом на клеенке возле чернильницы, причем в чужом доме, писал на листках, которые тут же комкал, на папиросной коробке, на стене. Еще много отрывков, картин, набросков, мыслей и красок. Нужно сохранять все. Это и есть – книга». Книга вышла странная. Без сюжета, без героя. Черновики, «осколки» прожитого, отрывки, планы новых так и ненаписанных произведений.
«Король метафор», автор «Зависти» и «Трех толстяков» Юрий Олеша как никто ощущал «гул времени». «Какое это емкое явление – век! В нем успевают вместиться много поколений, событий, изменений лица культуры». Олеше довелось увидеть зарождение новой техники и кинематографа, пережить события двух революций и двух мировых войн, строительство нового мира. Перед нами Олеша, наблюдающий социальную жизнь страны, Олеша-свидетель, жестко оценивающий события и их героев, Олеша, съедающий самого себя — за растрату сил, распыление жизненной, творческой энергии. Эти записи – попытки восстановить жизнь, большая часть которой неизвестна читателю.
Знаменитую повесть - сказку «Три толстяка» Юрий Олеша писал на полу редакции газеты «Гудок», на рулоне газетной бумаги: ни стола, ни бумаги для письма тогда у писателя попросту не было. У повести сложилась счастливая судьба: ее ставили в театре, в кино, ее иллюстрировали более 40 художников. Первая часть рассказа «Три толстяка - три взгляда. Иллюстрация» . посвящена именитым художникам. Не все знают, например, что первым иллюстратором «толстяков» стал известный мастер Мстислав Добужинский. Издание 1928 года украшают 25 цветных иллюстраций, выполненных с небрежным изяществом, с легкомысленными, беспечными завитками. До революции Добужинский преподавал в художественной школе Елизаветы Званцевой, которую посещал наш следующий иллюстратор - Владимир Козлинский. В издании 1935 года «весомые, грубые, зримые» иллюстрации вдоволь напитаны другим опытом художника — работой в «Окнах РОСТа» и сатирических журналах. Третий художник, Леонид Владимирский обращался к сказке в течение многих десятилетий. Впервые он проиллюстрировал ее в 1958 году — это была одна из первых работ художника в книжной графике, вызвавшая неподдельный восторг Олеши. И только в 1981 году, в Калининградском книжном издательстве вышла книга с новыми цветными иллюстрациями Владимирского. К этим изданиям художником было создано свыше семидесяти иллюстраций и именно с ними, впоследствии, выходили многочисленные переиздания.
Необычное прочтение известной всем сказки будет представлено во второй части рассказа «Кино. Анимация. Театр» . В 1966 году вышел цветной художественный фильм «Три толстяка» Алексея Баталова, причем он был сценаристом, режиссёром и исполнителем роли канатоходца Тибула. Фильм получился яркий, праздничный, там снимались настоящие звезды: Валентин Никулин, Павел Луспекаев, Рина Зеленая. А в роли очаровательной Суок блистала совсем юная Лина Бракните.
Повесть Юрия Олеши была экранизирована в Советском Союзе еще дважды, и обе ленты были анимационными: в 1963 году, вышел мультфильм «Три толстяка», и в 1980 году по мотивам произведения была поставлена музыкальная картина «Разлученные». Создавали её режиссёр Николай Серебряков, художник-постановщик Алина Спешнева, композитор Геннадий Гладков и поэт Давид Самойлов.
Первые постановки сказки Олеши были на сцене МХАТ и БДТ в 1930 году. Художественный руководитель Большого драматического театра Андрей Могучий создал три больших спектакля: восемь часов игры воображения на три вечера. Эпизод первый — «Восстание» — появился в конце 2017 года, второй — «Железное сердце» — весной 2018-го. Третья часть (иронично названная седьмой), «Учитель». Каждый спектакль имеет свой сюжет, и можно смотреть их отдельно.
Произведения Юрия Олеши экранизировались много раз, но о самом первом фильме, снятом по его сценарию, слышали немногие. В 1935 году вышел «Строгий юноша» режиссёра Абрама Роома. Действие картины разворачивается в Советской России будущего. Все проблемы решены, все болезни побеждены. Прекрасные душой и телом русские люди заняты творчеством, изобретениями и философией. Почему же ленту называют самым странным советским фильмом и за что ее «положили на полку»? Как в подобном сюжете критики разглядели аморальность и формализм? Об этом наш заключительный рассказ - «Самый странный советский фильм. Экранизация пьесы Ю. Олеши «Строгий юноша». На нашей встрече вы можете познакомиться с редкими изданиями произведений Юрия Олеши, посмотреть иллюстрации, увидеть фрагменты экранизаций.
Контактная информация Центр культурных и просветительских программ
Последние новости
Обращение Путина: Новое оружие и угрозы со стороны Украины
Президент России рассказал о ситуации на фронте и новых разработках в области вооружений.
Обострение конфликта: Украина использует новые ракеты против России
Анализ последних событий в военном противостоянии между Украиной и Россией.
Дни ритейла в Архангельске: взгляд на будущее торговли в Беломорье
Эксперты обсуждают будущее традиционной торговли и маркетплейсов в регионе.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией