Стоит ли ждать возвращения в Россию Apple и Mercedes вместо Tecno и Hongqi. Китайцам конкуренты на нашем рынке не нужны

Эксперты о том, какие нас ждут изменения Десятки западных и азиатских брендов якобы засобирались вернуться на российский рынок.

Эксперты о том, какие нас ждут изменения

Десятки западных и азиатских брендов якобы засобирались вернуться на российский рынок. Правда пока конкретных обещаний никто не дает, а потребитель лишь питается слухами. Например, о том, что якобы Subway снова начал раздавать права на франшизу, Toyota проводит переговоры с дилерами, а Kia ищет новых сотрудников.

При этом никаких официальных заявлений от ушедших компаний как не было, так и нет. А многие так и вовсе решительно отвергли, что возобновят работу в России. Как, например, H&M , который до 5 июня ликвидирует российское юрлицо (его ликвидация затянулась из-за судебных споров о долгах перед ТЦ).

Нет никаких официальных заявлений по поводу возможного возвращения Zara и IKEA, которых, судя по опросу агентства Anketolog, россияне ждут больше всего.

А вот как отреагирует на камбэк западного и азиатского бизнеса в Россию Китай? Сейчас он доминирует на некоторых товарных рынках, стремительно воспользовавшись уходом конкурентов. Например, место Apple и Samsung, по данным Stat Counter, заняли китайские производители: суммарно у Xiaomi, Huawei и Realme доля рынка уже более 30% (у завозимых через дилеров Apple  — 29%, а у Samsung  — всего 17%).

Мнения опрошенных MSK1.RU экспертов по поводу перспектив китайских и западных компаний сильно разделились.

«Китайцы так глубоко и не вошли в российский бизнес»

—  Китайские компании, уже присутствующие на российском рынке, и европейские компании не создадут друг другу значительной конкуренции,  — категоричен профессор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов . —  Нужно четко понимать, что возвращение европейских компаний в массовом порядке пока остается маловероятным. Но даже если предположить, что они действительно вернутся в большом количестве, присутствие китайских компаний не будет составлять значительной конкуренции. Дело в том, что китайские компании не глубоко вошли в российский бизнес в последние несколько лет.

—   А в каких отраслях, по вашим оценкам, у них лучшие позиции?

—  Одежда под своими брендами, станки и оборудование (китайские компании частично заменили итальянские или немецкие), спецтехника (тракторы и т.  д.).

Например, в автопроме у китайских компаний много проблем, включая сервисное обслуживание, поставку запчастей и позиционирование. Если рассматривать возвращение крупных компаний, таких как Mercedes и BMW в премиальном сегменте, то потребитель чаще всего выберет западные марки.

В других секторах, например, в повседневной или высокой моде, китайские компании, несмотря на развитую индустрию в Китае, не представлены на российском рынке. Также нет значительного присутствия в сегменте новой бытовой техники, кроме уже известных китайских брендов, косметики и других товаров. Не появились китайские сети супермаркетов или отелей. Китайские компании не заняли рынок, освободившийся после ухода европейских брендов, и, похоже, не стремятся к этому,  — говорит Маслов.

«Китай будет активно противодействовать возвращению европейцев»

—  Китайские компании за последние годы сильно укрепили позиции в России во многих отраслях: автопроме, электронике, промышленном оборудовании, электронной коммерции и финансах,  — говорит ведущий аналитик AMarkets финансовой компании Игорь Расторгуев . —  И если европейцы попытаются вернуться, китайские игроки будут защищать свой рынок, снижая цены, улучшая условия поставок и продвигая новые регуляторные ограничения для конкурентов.

В стратегически важных отраслях Китай будет активно противодействовать возвращению европейских компаний, используя экономические и политические рычаги. Скажем, в финансовом секторе китайские платежные системы и банки укрепились в России, а европейские компании столкнутся с ограничениями и неудобствами при работе с привычными инструментами.

—   Насколько, думаете, прочно китайский бизнес уже укоренился в России?

—  Ну смотрите, они уже заключают долгосрочные контракты с российскими партнерами, а это затруднит возвращение европейских компаний. Китайцы оперативно адаптируются к новым условиям, создавая российские бренды и обходя санкционные барьеры, тогда как европейцам потребуется время на перестройку бизнеса. Дополнительно Китай использует политическую поддержку и торговые соглашения с Россией, чтобы закрепить свое влияние. Логистика и поставки комплектующих, где Китай уже играет ключевую роль, могут стать еще одним барьером для европейских фирм.

После возвращения европейцев и китайцы снизят цены

—  Естественно, для китайских компаний возвращение западных компаний увеличивает конкуренцию, и они будут стараться сделать всё, чтобы такой конкуренции не было,  — согласен с Расторгуевым и профессор РЭУ, доктор экономических наук Юрий Ляндау .

—   И как китайцы будут противодействовать?

—  По идее, они должны ставить цены ниже, чем у западных представителей. Я бы эту ситуацию рассмотрел на примере автомобилей. Например, возьмем немецкие автомобили, которые сейчас завозятся по параллельному импорту с большим количеством посредников, стоимостью до 10–15  миллионов рублей. Причем иногда это может быть одна и та же модель, просто разные цепочки поставок и ценовые накрутки. Если производитель официально возвращается на российский рынок, да еще и снижается курс евро, то такой автомобиль может стоить 7–12  миллионов рублей.

Конечно, большинство китайских автомобилей находятся в более дешевой ценовой категории. Но многие дилеры у нас стараются довести цены до 7–8 миллионов, как это было в 2022 году, когда ушли европейцы и китайцы только стали заходить с «космическими», как тогда казалось, автомобилями.

—   Но ведь есть и китайские модели, которые изначально стоят 8–12  миллионов рублей. Например некоторые Voyah или Hongqi.

—  А вот покупатель и начнет думать, покупать ли навороченного «китайца», у которого всё равно есть проблемы с запчастями, да и с качеством сборки и самих деталей, или опять вспомнить про «немцев» или «японцев». Поэтому, если цены на немецкие или японские автомобили снизятся, то китайцам придется также снижать цены на свои автомобили. Ну а если западные компании вернутся, а цены не снизятся,  значит просто идет ценовой сговор.

Дмитрий Капустин

Последние новости

Как рассчитать мощность частотного преобразователя для двигателя?

Пошаговая инструкция для выбора правильного ЧП под реальные нагрузки

Управление Роспотребнадзора по Архангельской области информирует об эпидемиологической обстановке в регионе

Управление Роспотребнадзора по Архангельской области информирует об эпидемиологической обстановке в регионе За прошедшую неделю с 24.03.2025 по 30.03.

Ситуация с внебольничными пневмониями в Поморье улучшилась, но остаётся напряжённой

Управление регионального Роспотребнадзора проинформировало об эпидемиологической обстановке в Архангельской области.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Туле с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *