Штрафы выросли, утильсбор — тоже. Обзор автомобильных законов 2025 года
Платить будем больше, и всё — строго по закону В 2025 году власти планируют затянуть гайки для водителей: так, уже с начала января действует новая таблица штрафов.
Платить будем больше, и всё — строго по закону
В 2025 году власти планируют затянуть гайки для водителей: так, уже с начала января действует новая таблица штрафов. Это далеко не единственное изменение, и обращает внимание, что многие нововведения продиктованы заботой о федеральном бюджете — тут и акцизы, и утильсборы, и транспортный налог. О наиболее важных изменениях нормативов в 2025 году — в нашем обзоре.
- Штрафы выросли в 1,5 раза
- Скидка за быструю оплату снижается вдвое
- Появится штраф за опасное вождение
- ОСАГО проверят камеры
- ОСАГО станет ненужным для регистрации
- Выросли акцизы на бензин
- Увеличился утилизационный сбор
- Вырастет транспортный налог
- Вырастут штрафы за нелегальный проезд по платным трассам
- «Народный инспектор» — в массы?
- Увеличились расценки техосмотра
Осенью прошлого года Госдума в спешном порядке приняла законопроект, увеличивающий штрафы за нарушения по 10 статьям КоАП. Последний раз столь масштабная «штрафная реформа» проходила больше 10 лет назад — в сентябре 2013 года. В полтора раза возросли наказания за:
превышение лимита скорости (750–7500 рублей в зависимости от степени превышения);
проезд на запрещающий сигнал (1500 рублей за первый случай и 7500 рублей за повторные);
выезд на встречную полосу, в том числе на односторонней дороге (7500 рублей или 1500–2250 рублей при объезде препятствия);
нарушение требований знаков (750 рублей в общем случае, 2250 рублей за нарушение правил остановки и стоянки, 1500–2250 рублей за поворот или разворот в неположенных местах);
езду по обочине (2250 рублей);
неиспользование ремня безопасности (1500 рублей);
езду по выделенным полосам (2250 рублей);
непропуск спецмашины с маячком и сиреной (4500–7500 рублей);
езду нетрезвым, отказ от медосвидетельствования (45 тысяч рублей плюс лишение прав);
причинение вреда здоровью в результате ДТП (легкий вред — 3750–7500 рублей, средний вред — 15 000–37 500 рублей);
повторную езду без полиса ОСАГО (3000–5000 рублей).
Серьезно вырастут штрафы для водителей большегрузного и крупногабаритного транспорта: максимальный размер увеличится с 400 тысяч до 600 тысяч рублей.
Отдельным пакетом рассматривали увеличение штрафов за игнорирование требования сотрудника ГАИ. Его предлагают поднять с 500–800 рублей до 7–10 тысяч, за повторное нарушение — лишение прав на срок до шести месяцев.
Помимо увеличения размера штрафа Госдума оперативно согласовала снижение с 50% до 25% скидки за своевременное погашение долга, при этом срок «льготного периода» вырос с 20 суток до 30 суток (с момента получения постановления). Таким образом, минимальный штраф за превышение скорости на 20–40 км/час возрастает с 250 рублей до 563 рублей, если учитывать скидки.
Также обсуждается инициатива направлять 25% штрафных сборов в федеральный бюджет. Ранее эти деньги аккумулировались в регионах.
Одна из самых тягучих инициатив — введение штрафа за опасное вождение. Запрет на такую езду появился в ПДД еще в 2016 году, но формулировки понятия «опасное вождение» многие депутаты считали недостаточно ясными.
Осенью 2024 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий наказание за опасное вождение: за первый случай предусмотрен штраф 3–5 тысяч рублей, за повторный — лишение прав на срок до трех месяцев. Окончательное принятие инициативы в 2025 году возможно, но не гарантировано.
Проект автоматического контроля полисов ОСАГО уже много раз давал фальстарт, поэтому полной уверенности в его готовности нет. Но с 1 марта 2025 года он заработает в тестовом режиме.
Владельцы бесполисных машин будут получать уведомление через «Госуслуги», но как таковые штрафы смогут выписывать лишь инспекторы ГАИ при личной остановке автомобиля. Если эксперимент признают удачным, в полноценном режиме систему запустят с 2026 года. Перед этим необходимы изменения КоАП, чтобы штраф выписывался не чаще раза в сутки, а не при каждом проезде под камерами.
Размер штрафа составляет 800 рублей за первый случай и 3–5 тысяч за повторный. Перед рассылкой предупреждения центры видеофиксации будут проводить повторную проверку через сутки после выявления правонарушения, чтобы исключить наказание водителей, только что заключивших договор ОСАГО.
С 1 марта вводится и послабление: полис ОСАГО уберут из перечня обязательных документов при регистрации автомобиля. Мнения о подобном новшестве разделились. Требование хотя бы отчасти снижало число «безосажных» водителей, особенно молодых, покупающих первый автомобиль. С другой стороны, отсутствие у ГАИ полноценной базы данных ОСАГО не позволяло тщательно проверять наличие полиса, и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считал такое требование рудиментом. В перспективе контроль ОСАГО должен стать прерогативой автоматических комплексов.
С 1 января за тонну бензина придется платить 17 088 против 15 650 рублей сейчас. В пересчете на литры это означает увеличение акцизной составляющей с 11,7 до 12,8 рубля, то есть примерно на рубль с литра. Предусмотрен и дальнейший рост акцизов, которые в 2027 году составят 18 483 рубля за тонну (13,9 рубля за литр).
Увеличился акциз на дизтопливо: было — 10 842 рубля, стало — 12 120 рублей, что также эквивалентно увеличению на рубль с литра.
Меняются и значения топливного демпфера, что снизит компенсации нефтяным компаниям из бюджета в случае, когда им выгоднее отгружать топливо за рубеж.
Цены на топливо заметно росли в конце прошлого года , и средняя стоимость бензина АИ-95 по стране перевалила отметку в 60 рублей.
С 1 января 2025 года состоялся очередной этап повышения утильсбора. Предыдущий раз его поднимали три месяца назад , 1 октября 2024 года, а до этого было повышение 1 августа 2023 года .
Январское повышение утильсбора чуть скромнее, чем октябрьское, но в совокупности ставки увеличены более чем вдвое относительно уровня сентября 2024 года. Так, для новых машин с моторами 1–2 литра утильсбор повысился сначала с 300,6 тысячи до 556,2 тысячи, а с января — до 667,4 тысячи рублей. Для подержанных машин с моторами 2,5 литра утильсбор теперь превышает 2,8 миллиона рублей — практически запретительный тариф.
Сильнее всего растет ставка для электромобилей: долгое время ставка для них была минимальна (32,6 тысячи), и в октябре ее не меняли. Теперь же за ввоз электромобиля потребуется заплатить те же 667,4 тысячи, что и для большинства бензиновых машин.
Указанные ставки действуют только при ввозе машин юрлицами. Утильсборы для частников остались на символическом уровне (3,4 тысячи за новую машину и 5,2 тысячи за подержанную). Частный импорт автомобилей — вполне устоявшаяся процедура, но она также не лишена рисков .
Пока это произошло только в столице, где Мосгордума еще в октябре прошлого года приняла план ежегодного увеличения налога. Но это плохая новость и для регионов, поскольку волна переписывания налога может со временем распространиться по другим субъектам федерации. Транспортный налог в Москве был стабилен больше 10 лет, с 2013 года.
Обращает внимание, что в Москве запланировали не однократный рост ставок, а регулярное повышение до 2032 года — схема напоминает ежегодную индексацию утильсборов.
Например, если ранее столичный владелец 249-сильного автомобиля платил 16 185 рублей в год, то в 2025 году сумма возрастет до 17 928 рублей, еще через год — до 18 675 рублей.
Изменение пока только разработано Минтрансом, но принятие законопроекта вероятно, поскольку развитие сети платных автомагистралей делает проблему бесплатного проезда по ним более острой. В частности, в 2025 году запустят ключевой отрезок трассы М-12 , которая в будущем соединит Тюмень с Москвой.
Сейчас штраф для легковушек составляет 1500 рублей, тогда как, например, проезд участка Москва — Казань по трассе М-12 в выходной день стоит 4481 рубль. Предлагается увеличить штраф до 10 тысяч. У грузового транспорта планируемое увеличение составит с 5 до 30 тысяч рублей.
Еще один проект-долгострой: он подразумевает возможность съемки нарушений с помощью обычных смартфонов и специального приложения, позволяя штрафовать автовладельцев в заочном режиме (как если бы нарушение зафиксировала профессиональная камера). Такой подход несколько лет обкатывали в столице, а в прошлом году запустили эксперимент в Татарстане , который нередко становится «песочницей» для отработки такого рода новшеств. Не исключено, что в 2025 году практика распространится в другие регионы России.
Кстати, в Татарстане для народных инспекторов действует система вознаграждений, и ряд экспертов считают подобную практику порочной и стимулирующей провокации.
С начала года в ряде регионов России подорожали услуги техосмотра, но несильно: в среднем на 7,5%. Большая часть автомобилистов вряд ли почувствует изменения: во-первых, стоимость техосмотра невелика и в большинстве регионов составляет порядка 1–1,5 тысячи рублей; во-вторых, проходить его нужно далеко не всем — например, ТО делается при регистрации автомобиля старше четырех лет или при внесении изменений в конструкцию (установка ГБО, тюнинг и так далее).
Последние новости
В Устьянах возвели 40 тысяч квадратных метров жилья
По нацпроекту. На протяжении последних пяти лет Устьянский округ активно участвует в реализации всех национальных проектов и государственных программ.
Актуальность материалов по лесоустройству в Поморье достигла 93 процентов
http://dvinanews.ru К проведению масштабных лесоустроительных работ в Архангельской области приступили в 2022 году.
В Поморье завершили проекты благоустройства общественных пространств 2024 года
http://dvinanews.ru В планах на 2025 год – направить на благоустройство порядка 270 млн рублей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований